Постановление Правительства КБР от 01.08.2023 N 152-ПП "Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики"



ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2023 г. в„– 152-ПП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ ПРИМЕНЕНИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ НОРМАТИВНЫМИ
ПРАВОВЫМИ АКТАМИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. в„– 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Кунижева М.А.

Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ





Утвержден
постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 1 августа 2023 г. в„– 152-ПП

ПОРЯДОК
УСТАНОВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
УСТАНАВЛИВАЕМЫХ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет механизм установления и оценки применения, содержащихся в нормативных правовых актах Кабардино-Балкарской Республики обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции и иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
1.2. При установлении и оценке применения обязательных требований в соответствии с разделами 2 и 3 настоящего Порядка такие требования подлежат оценке на соответствие принципам, установленным статьей 4 Федерального закона от 31 июля 2020 г. в„– 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 247-ФЗ), а также на предмет достижения целей установления обязательных требований.
1.3. Оценка применения обязательных требований осуществляется органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений (далее - уполномоченный орган), в которых действуют обязательные требования, применение которых подлежит оценке.
1.4. Действие настоящего Порядка не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона в„– 247-ФЗ.

2. Порядок установления обязательных требований

2.1. Обязательные требования устанавливаются нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики.
2.2. При установлении обязательных требований нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики должны быть соблюдены принципы, установленные статьей 4 Федерального закона в„– 247-ФЗ, и определены:
а) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
б) лица, обязанные соблюдать обязательные требования (далее - контролируемые лица);
в) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
г) формы оценки соблюдения обязательных требований (региональный государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);
д) органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.
2.3. Положения нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта Кабардино-Балкарской Республики, если иное не установлено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
2.4. Положения пункта 2.3 настоящего Порядка не применяются в отношении нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Кабардино-Балкарской Республики, а также нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
2.5. Положения нормативных правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты, могут вступать в силу в иные, чем указано в пункте 2.3 настоящего Порядка, сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
2.6. Нормативным правовым актом Кабардино-Балкарской Республики, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать 6 лет со дня его вступления в силу.
По результатам оценки применения обязательных требований может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на 6 лет.
2.7. Положения пункта 2.6 настоящего Порядка не применяются в отношении нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в том числе достижение целей и задач таких проектов, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 г. в„– 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", публичным партнером по которым выступает Кабардино-Балкарская Республика.
2.8. Уполномоченный орган при разработке проекта нормативного правового акта Кабардино-Балкарской Республики, устанавливающего обязательные требования, проводит оценку регулирующего воздействия в порядке, определенном Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
2.9. В целях оценки обязательных требований на соответствие законодательству Российской Федерации проводятся правовая экспертиза проекта нормативного правового акта Кабардино-Балкарской Республики, устанавливающего обязательные требования, и государственная регистрация нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.
2.10. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом Кабардино-Балкарской Республики большей юридической силы.
В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
2.11. При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта Кабардино-Балкарской Республики, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты Кабардино-Балкарской Республики, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта, не подлежат применению на территории Кабардино-Балкарской Республики со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта Кабардино-Балкарской Республики не было установлено иным нормативным правовым актом.
2.12. Уполномоченный орган в отношении принятых им нормативных правовых актов дает официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
2.13. Уполномоченный орган обеспечивает информирование контролируемых лиц о процедуре соблюдения обязательных требований, правах и обязанностях контролируемых лиц, полномочиях органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), и их должностных лиц, иных вопросах соблюдения обязательных требований.
2.14. Информирование контролируемых лиц осуществляется в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований. В руководство по соблюдению обязательных требований включаются пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры их соблюдения, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований. Указанное руководство не может содержать новые обязательные требования.
2.15. Руководства по соблюдению обязательных требований утверждаются руководителем уполномоченного органа, осуществляющего полномочия по государственному контролю (надзору), и применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.
2.16. Руководства по соблюдению обязательных требований, которые влияют на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также руководства по соблюдению обязательных требований, нарушение которых является типовым или массовым, подлежат обязательным разработке и размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа (далее - официальный сайт уполномоченного органа), осуществляющего полномочия по государственному контролю (надзору).
2.17. Деятельность контролируемых лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с руководствами по соблюдению обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.

3. Порядок оценки применения обязательных требований

3.1. Целью оценки применения обязательных требований является оценка достижения цели введения обязательных требований, эффективности их введения, выявление избыточных обязательных требований.
3.2. Оценка применения обязательных требований проводится уполномоченным органом в соответствии с ежегодно утверждаемым им перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, применение которых подлежит оценке, в том числе нормативных правовых актов, в отношении которых не установлен срок действия (далее - перечень).
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых составляет от 4 до 6 лет, включаются в проект перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год, но не ранее чем за 3 года до окончания срока их действия.
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых составляет от 3 до 4 лет, включаются в проект перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год, но не ранее чем за 2 года до окончания срока их действия.
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых менее 3 лет, включаются в проект перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год, но не ранее чем за 1 год до окончания срока их действия.
По поручению Главы Кабардино-Балкарской Республики или Правительства Кабардино-Балкарской Республики в проект перечня могут быть включены нормативные правовые акты ранее сроков, предусмотренных настоящим пунктом.
В целях публичного обсуждения проекта перечня уполномоченный орган не позднее 1 сентября года, предшествующего году подготовки доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - доклад), размещает его на официальном сайте уполномоченного органа с одновременным извещением субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, к которым применяются обязательные требования, органов и организаций, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, и заинтересованных органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики.
Срок публичного обсуждения проекта перечня не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте уполномоченного органа.
Уполномоченным органом в целях публичного обсуждения проекта перечня при необходимости проводятся совещания, мероприятия с участием заинтересованных.
Уполномоченный орган рассматривает все предложения, поступившие через официальный сайт уполномоченного органа, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения, дорабатывает (при необходимости) проект перечня с учетом поступивших предложений и в срок не более 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает сводку предложений.
Доработанный проект перечня, утвержденный руководителем уполномоченного органа, подлежит опубликованию на официальном сайте уполномоченного органа не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения оценки применения обязательных требований, в соответствии с указанным перечнем.
3.3. Уполномоченный орган проводит оценку применения обязательных требований в соответствии с целями, указанными в пункте 3.1 настоящего Порядка, и готовит проект доклада.
3.4. Источниками информации для подготовки доклада являются:
а) результаты мониторинга, проводимого уполномоченным органом в установленной сфере деятельности;
б) результаты анализа осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
в) результаты анализа судебной практики по вопросам применения обязательных требований;
г) обращения, предложения и замечания контролируемых лиц;
д) позиции органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, в том числе полученные при разработке проекта нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, на этапе правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия;
е) иные сведения, которые, по мнению уполномоченного органа, позволяют объективно оценить применение обязательных требований.
3.5. В доклад включается следующая информация:
а) общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования;
б) результаты оценки достижения целей введения обязательных требований для каждого включенного в доклад нормативного правового акта;
в) выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований применительно к каждому включенному в доклад нормативному правовому акту.
3.6. Общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования должна включать следующие сведения:
а) цели введения обязательных требований (группы обязательных требований) применительно к каждому включенному в проект доклада нормативному правовому акту (снижение или устранение конкретных рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям);
б) перечень нормативных правовых актов и содержащихся в них обязательных требований, в том числе реквизиты и источники официального опубликования нормативных правовых актов;
в) сведения о внесенных в нормативные правовые акты изменениях (при наличии);
г) сведения о полномочиях уполномоченного органа на установление соответствующих требований;
д) период действия нормативных правовых актов и их отдельных положений (при наличии);
е) сфера осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группа общественных отношений), на регулирование которых направлены соответствующие обязательные требования;
ж) основные группы контролируемых лиц, иные заинтересованные, включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, интересы которых затрагиваются оцениваемыми обязательными требованиями, количество таких субъектов.
3.7. Результаты оценки достижения целей введения обязательных требований должны содержать следующую информацию о системе обязательных требований в соответствующей сфере общественных отношений, в том числе применительно к каждому включенному в проект доклада нормативному правовому акту:
а) о соблюдении принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом в„– 247-ФЗ;
б) о динамике осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствующей сфере общественных отношений в течение срока действия обязательных требований, применение которых является предметом оценки;
в) об уровне соблюдения обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушение обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований;
г) о количестве и содержании всех обращений контролируемых лиц в уполномоченный орган по вопросам применения обязательных требований;
д) о количестве и результатах анализа содержания вступивших в законную силу судебных актов по делам о спорах, связанных с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, в части разъяснения обязательных требований;
е) иные сведения, которые позволяют оценить применение обязательных требований и достижение целей их установления.
3.8. Выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований должны содержать применительно к каждому включенному в проект доклада нормативному правовому акту один из следующих выводов:
а) о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований без внесения изменений в нормативный правовой акт;
б) о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований с внесением изменений в нормативный правовой акт;
в) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, их положений.
3.9. Вывод о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований при условии внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты или о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, их положений формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
а) невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении отрицательной динамики ведения предпринимательской деятельности, избыточности требований, несоразмерности расходов на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (положительным влиянием на снижение рисков, в целях превенции которых установлены соответствующие обязательные требования) от их исполнения и соблюдения;
б) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований в нескольких нормативных правовых актах;
в) наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) противоречащих друг другу обязательных требований;
г) отсутствие однозначных критериев оценки соблюдения обязательных требований;
д) наличие в нормативных правовых актах неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
е) наличие неактуальных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
ж) наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований правоприменительными органами;
з) несоответствие обязательных требований принципам Федерального закона в„– 247-ФЗ, вышестоящим нормативным правовым актам и (или) целям и положениям государственных программ и национальных проектов Российской Федерации;
и) отсутствие у уполномоченного органа предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по установлению соответствующих обязательных требований.
3.10. В целях публичного обсуждения проекта доклада уполномоченный орган не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором уполномоченным органом был подготовлен перечень, размещает проект доклада на официальном сайте уполномоченного органа и одновременно извещает об этом субъекты регулирования, органы и организации, целями деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, и заинтересованные органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики.
3.11. Срок публичного обсуждения проекта доклада не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте уполномоченного органа.
3.12. Уполномоченный орган рассматривает предложения (в том числе относящиеся к включенным в проект доклада нормативным правовым актам), поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта доклада, составляет сводку предложений, содержащую сведения об их учете и (или) о причинах отклонения, и в течение 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает сводку предложений на официальном сайте. Сводка предложений подписывается руководителем уполномоченного органа и приобщается к проекту доклада.
3.13. В срок до 1 июня года, следующего за годом, в котором уполномоченным органом был подготовлен перечень, уполномоченный орган дорабатывает (при необходимости) проект доклада по замечаниям и предложениям, поступившим в ходе публичного обсуждения проекта доклада. Доработанный доклад, подписанный руководителем уполномоченного органа, рассматривается на заседании рабочей группы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике (далее - рабочая группа), образованной Правительством Кабардино-Балкарской Республики, с одновременным размещением доклада на официальном сайте уполномоченного органа.
3.14. Рабочая группа в течение 15 календарных дней рассматривает доклад на заседании и относительно каждого рассмотренного в докладе нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, принимает решение:
а) о возможности продления срока действия нормативного правового акта, его отдельных положений (в отношении нормативных правовых актов, имеющих срок действия), в том числе о возможности внесения изменений в нормативный правовой акт, или об отсутствии необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт (в отношении нормативных правовых актов, срок действия которых не установлен), или о необходимости признания утратившим силу нормативного правового акта, его отдельных положений;
б) о необходимости проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта.
3.15. В случае принятия рабочей группой в соответствии с подпунктом "а" пункта 3.14 настоящего Порядка решения о необходимости продления срока действия нормативного правового акта Кабардино-Балкарской Республики, отдельных положений таких нормативных правовых актов продление срока действия нормативного правового акта, его отдельных положений осуществляется уполномоченным органом в течение 3 месяцев со дня принятия соответствующего решения путем внесения в порядке, предусмотренном законодательством Кабардино-Балкарской Республики, изменений в нормативный правовой акт, его отдельные положения в части срока его (их) действия.
В случае принятия рабочей группой в соответствии с подпунктом "а" пункта 3.14 настоящего Порядка решения о возможности внесения изменений в нормативный правовой акт либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, его отдельных положений соответствующие мероприятия осуществляются уполномоченным органом в порядке, предусмотренном законодательством Кабардино-Балкарской Республики, в течение 3 месяцев со дня принятия соответствующего решения.
3.16. Оценка фактического воздействия проводится в отношении нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, содержащих обязательные требования, в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей в порядке, определенном Правительством Кабардино-Балкарской Республики.


------------------------------------------------------------------