По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Распоряжение Правительства КБР от 27.06.2023 N 299-рп <Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года>
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 июня 2023 г. в„– 299-рп
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. в„– 3268-р:
Утвердить прилагаемую Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
Утверждена
распоряжением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 27 июня 2023 г. в„– 299-рп
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПЕРИОД
ДО 2030 ГОДА С ПРОГНОЗОМ ДО 2035 ГОДА
I. Общие положения
1. Введение
Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии со Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. в„– 3268-р, а также в рамках реализации протокола заседания Президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от 3 ноября 2022 г. в„– 68.
Основной целью Стратегии является обеспечение достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также целей и задач, определенных Стратегией социально-экономического развития Кабардино-Балкарской республики до 2040 года, утвержденной распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2021 г. в„– 384-рп, региональных проектов "Жилье", "Формирование комфортной городской среды", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", "Чистая вода", "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами".
Задачами для достижения указанной цели являются:
повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды;
вовлечение в хозяйственный оборот ранее не задействованных для строительства земельных участков, повышение эффективности использования земельных участков, предназначенных для строительства;
создание условий для преодоления последствий кризисных явлений за счет строительной отрасли как основы для восстановления экономики;
минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду.
Формирование новых жилищных возможностей для граждан позволяет определить основные стратегические приоритеты жилищной политики, создать условия для комплексного обновления населенных пунктов и повышения качества жизни граждан. Жилищное строительство, обновление городов и сельских поселений республики с учетом социальных и экономических эффектов являются ключевыми элементами Стратегии, которые формируют задачи по развитию строительной отрасли и ее ресурсному обеспечению.
В целях развития и модернизации коммунальной инфраструктуры Стратегией предусмотрена реализация долгосрочной комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, благодаря которой отрасль жилищного хозяйства сможет выдержать нагрузку в связи с увеличивающимися темпами строительства, а также повысится качество предоставляемых гражданам коммунальных услуг. Необходимы кардинальные решения, направленные на повышение энергетической эффективности систем инженерно-технического обеспечения путем поэтапного снижения их износа, уменьшения потерь в сетях инженерно-технического обеспечения и аварийности этих систем.
В совокупности весь комплекс мероприятий Стратегии, направленный на повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды, обеспечит рост инвестиций и увеличение вклада отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства в валовой региональный продукт.
Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа:
первый - с 2023 года по 2024 год;
второй - с 2025 года по 2030 год с ориентиром на достижение прогнозных значений показателей 2035 года.
В качестве базового периода определен 2021 год.
2. Текущая ситуация в строительстве
и жилищно-коммунальном хозяйстве
Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство являются одними из самых значимых отраслей экономики республики, определяют динамику ее развития, обеспечивают занятость, доходы граждан, вносят ощутимый вклад в создание комфортных условий жизнедеятельности населения.
Объем ввода жилья в 2021 году составил 514,4 тыс. кв. м, в том числе многоквартирных домов 120,4 тыс. кв. м, индивидуальных жилых домов 394 тыс. кв. м. Обеспеченность населения жильем по итогам 2021 года составила 21,9 кв. м на человека.
Основными ориентирами качества жизни населения республики помимо строительства нового жилья и увеличения обеспеченности жильем являются своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой, повышение качества жилищно-коммунальных услуг.
Жилищно-коммунальное хозяйство Кабардино-Балкарской Республики представляет собой важную отрасль территориальной инфраструктуры, деятельность которой формирует жизненную среду человека. Это сложнейший производственно-технологический комплекс жизнеобеспечения населения, в котором сосредоточена четверть основных фондов, а это более 389 котельных, 49 центральных тепловых пунктов, 501,2 км тепловых сетей, инженерные системы водоснабжения и водоотведения с тысячами километров распределительных сетей: 4072,32 км водопроводных сетей, 697,3 км канализационных сетей, 510 водозаборов. Износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет около 70%.
Жилищный фонд Кабардино-Балкарской Республики включает многоквартирные жилые дома общей площадью 6317,1 тыс. кв. м. Более 90% многоквартирных домов требуют проведения капитального ремонта. За последние годы наблюдается рост ветхого и аварийного жилья.
Увеличение темпов строительства и ввода жилья является одной из основных задач реализации национальных проектов.
Реализация объектов капитального строительства осуществляется в рамках национальных проектов: "Жилье и городская среда", "Образование", "Демография", "Здравоохранение" и государственных программ Российской Федерации.
Реализация национальных проектов и программ направлена на повышение уровня жизни населения республики, развитию экономики, созданию новых рабочих мест. Создаются условия для обучения, занятий спортом, получения квалифицированной медицинской помощи, проведения культурно-массовых мероприятий в новых учреждениях, оснащенных современным оборудованием и инвентарем.
Строительство объектов в рамках реализации национальных проектов осуществляется в городских округах и муниципальных районах.
На строительных площадках трудоустроены и задействованы около 5000 рабочих и специалистов среднего звена.
За 2018 - 2022 годы объем незавершенного строительства по Кабардино-Балкарской Республике уменьшился на 44%, списано за указанный период 210 объектов на общую сумму 13,5 млрд рублей.
2022 год был сложным как для экономики страны, так и республики, это потребовало мобилизации ресурсов и выработки новых подходов к решению актуальных задач в экономике и социальной сфере в условиях внешнего давления и ограничений.
Развитие и поддержка строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства будут способствовать импортозамещению, созданию новых рабочих мест, а результаты, которые могут быть достигнуты в этих отраслях, окажут непосредственное влияние на улучшение качества жизни граждан, создание комфортной и безопасной среды, нового качества инфраструктуры для жизни, работы и отдыха человека.
Стратегическая задача - реализовать потенциал строительного комплекса, что обеспечит основу развития республики.
II. Градостроительная политика
Одним из основных направлений Стратегии является реализация государственной градостроительной политики, направленной на создание более высокого уровня комплексной и рациональной организации территории и обеспечение социально-экономического развития республики.
Для решения этой задачи необходимо обеспечить завершение разработки и утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования или их корректировку в случае необходимости.
Вызовами являются:
документы территориального планирования, градостроительного зонирования и социально-экономического развития в настоящее время недостаточно синхронизированы между собой;
застройка осуществляется в условиях достигнутого предела экстенсивного развития, увеличивается нагрузка на существующую инфраструктуру, что приводит к дефициту социально значимых объектов и ухудшению качества городской среды.
Задачами являются:
создание условий для проведения единой градостроительной политики в городских округах и населенных пунктах республики, в том числе на межмуниципальном уровне;
выявление потенциальных резервов для развития нового градостроительного освоения и размещения объектов капитального строительства на территориях городских поселений;
развитие информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
создание условий для комфортного проживания населения в малых городах и сельских поселениях, в том числе путем развития межмуниципальных проектов и универсальных центров общественных коммуникаций.
Предусмотрены следующие мероприятия:
реализация градостроительной политики путем научно обоснованного определения ключевых центров экономического роста на территории Кабардино-Балкарской Республики и обеспечения их сбалансированного развития с учетом формируемых планов социально-экономического развития городских округов и опорных населенных пунктов, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов;
оперативная актуализация республиканской нормативной правовой базы градостроительной деятельности, связанной с изменениями федерального законодательства;
создание и ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Кабардино-Балкарской Республики;
обеспечение планомерной реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, а также транспортной и социальной инфраструктур.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
сформирована система документов, обеспечивающих реализацию единой градостроительной политики в городских округах и населенных пунктах, в том числе на межмуниципальном уровне;
республиканская нормативная правовая база градостроительной деятельности соответствует требованиям федерального законодательства;
градостроительная политика реализуется в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, а также транспортной и социальной инфраструктур;
на территориях городских поселений выявлены потенциальные резервы для развития нового градостроительного освоения и размещения объектов капитального строительства и повышена эффективность использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
повышена инвестиционная привлекательность городских поселений.
III. Новые жилищные возможности
Общая площадь жилищного фонда в Кабардино-Балкарской Республике на 1 января 2022 г. составила 19089,5 тыс. кв. м. На одного человека приходится 21,9 кв. м.
Совокупный объем ввода жилья на территории Кабардино-Балкарской Республики с 2011 по 2021 годы составил 4312,96 тыс. кв. м. По итогам 2021 года объем ввода жилья составил 514,4 тыс. кв. м, в том числе многоквартирных домов 120,4 тыс. кв. м, индивидуальных жилых домов 394 тыс. кв. м.
Государственная политика в жилищной сфере направлена на создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.
Приоритетами государственной политики являются:
увеличение годового объема ввода жилья;
поддержка отдельных категорий граждан.
Цели:
повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения;
создание условий для развития массового строительства жилья;
ввод более 6 млн кв. м жилья за 2021 - 2030 годы, в том числе многоквартирных домов не менее 3 млн кв. м, индивидуальных жилых домов не менее 3 млн кв. м и формирование основы для дальнейшего развития жилищного строительства.
Вызовы:
несоответствие жилищных условий и городской инфраструктуры растущим запросам граждан относительно уровня комфорта, экологичности и безопасности жилья;
граждане хотят улучшить жилищные условия, однако финансовые возможности и инструменты для приобретения жилья ограничены;
монополизированный рынок обеспечения застраиваемых территорий объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, в застроенных районах в основном отсутствуют резервы мощностей для нового строительства, на вновь застраиваемых территориях наблюдается полное отсутствие коммуникаций, сроки ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры не синхронизированы со сроками строительства домов;
действующие меры поддержки спроса и предложения недостаточно эффективны в связи со значительными различиями в структуре себестоимости жилищного строительства, инфраструктурной обеспеченности территорий и уровне платежеспособности населения;
достижение национальной цели по увеличению объема жилищного строительства не менее чем до 761 тыс. кв. м в год к 2035 году невозможно без обеспечения устойчивого роста реальных располагаемых денежных доходов населения.
Мероприятия:
в целях стимулирования увеличения объемов жилищного строительства в муниципальных образованиях Кабардино-Балкарской Республики и повышения эффективности использования средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и местных бюджетов, направляемых на развитие коммунальной инфраструктуры, будут осуществляться мероприятия по привлечению из федерального бюджета субсидий на развитие коммунальной инфраструктуры при жилищном строительстве. Указанные мероприятия будут осуществляться в рамках реализации федерального проекта "Жилье" национального проекта "Жилье и городская среда";
органам местного самоуправления рекомендуется осуществлять строительство жилищного фонда социального использования в целях обеспечения жильем малоимущих граждан и других лиц, принятых на учет в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Необходимо также обеспечить развитие специализированного государственного и муниципального жилищного фонда, включая маневренный жилищный фонд;
основной формой поддержки отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья, будет предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, в том числе частичную оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на эти цели либо возмещение процентов, уплаченных по кредитам;
развитие рынка ипотечного кредитования, в том числе за счет льготных ипотечных программ, направленных на поддержку отдельных категорий граждан (семьи с детьми, молодые профессионалы и др.);
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
обеспечение территорий под жилищное строительство необходимой социальной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, в том числе с использованием финансовых инструментов, предусмотренных федеральным проектом "Инфраструктурное меню";
вовлечение в оборот неэффективно используемых земельных участков для достижения цели по годовому объему вводимого жилья;
применение механизмов комплексного развития территорий;
осуществление эффективного территориального планирования и градостроительного зонирования в целях сбалансированного пространственного развития городских округов;
синхронизация инвестиционных программ субъектов естественных монополий субъектов с планами жилищного строительства;
реализация новой программы расселения.
Ожидаемые результаты:
развитие массового строительства стандартного жилья на территории Кабардино-Балкарской Республики, отвечающего показателям ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности;
ежегодное улучшение жилищных условий не менее 21,05 тыс. семей к 2030 году;
достижение показателя ввода жилья не менее 761 тыс. кв. м в год к 2030 году;
доведение показателя обеспеченности населения жильем до 28,5 кв. м на человека к 2030 году;
увеличение частных инвестиций и кредитных средств, направляемых на жилищное строительство.
Обеспечение устойчивого сокращения непригодного
для проживания жилищного фонда
Расселение аварийного жилья на территории Кабардино-Балкарской Республики осуществляется в соответствии с республиканской адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Кабардино-Балкарской Республики в 2022 - 2025 годах", утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 6 июня 2022 г. в„– 132-ПП. В 2022 - 2025 годах необходимо переселить 2669 человек из 32,36 тыс. кв. м аварийного жилья.
С 2019 по 2022 годы в рамках республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Кабардино-Балкарской Республике в 2019 - 2023 годах", утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10 апреля 2019 г. в„– 58-ПП, расселено 17,1 тыс. кв. м аварийного жилья, переселены 1020 человек.
На 1 января 2022 г. на территории Кабардино-Балкарской Республики насчитывается 63 многоквартирных дома, которые признаны с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Муниципальные программы расселения аварийного жилищного фонда при их надлежащем финансировании позволят предотвратить старение жилищного фонда в Кабардино-Балкарской Республике, обеспечат расселение аварийного жилищного фонда и сокращение накопленного аварийного жилищного фонда.
Вызовами являются:
темп прироста аварийного жилищного фонда превышает темп расселения, предусмотренный действующей программой;
высокая доля расходов бюджетных средств, направляемых на расселение аварийного жилищного фонда;
риски разрушения домов, признанных аварийными, поскольку исключены из программы капитального ремонта, и возникновение угроз жизни и здоровью граждан;
отсутствие особенностей проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с высокой степенью износа в целях сдерживания их перехода в аварийное состояние;
негативное влияние непригодной для проживания застройки на качество городской среды, в том числе в связи с неосуществлением сноса аварийного жилищного фонда и утилизации отходов строительства и сноса, образуемых в результате сноса.
Задачами являются:
непрерывное планирование, заблаговременное проведение мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условий переселения из аварийного жилищного фонда;
эффективное использование бюджетных средств, в том числе полученных за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий";
выбор наиболее экономически эффективных способов реализации программы переселения с учетом обеспечения прав и законных интересов переселяемых;
обеспечение выполнения мероприятий программы переселения в сжатые сроки в целях минимизации издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.
Основным мероприятием является реализация республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Кабардино-Балкарской Республики в 2022 - 2025 годах".
Результатом осуществления указанного мероприятия является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда с расселением к 1 сентября 2025 г. 2669 граждан из многоквартирных домов, которые признаны с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, общей площадью 32,36 тыс. кв. м.
Строительство социально важных объектов
Строительство социальных объектов - одно из приоритетных направлений государственной политики.
Вызовом является потребность населения в строительстве объектов социальной и инфраструктуры в связи с демографическим фактором и увеличением объемов жилищного строительства.
Задачей строительства социально важных объектов является повышение уровня жизни населения республики, развитие экономики, создание новых рабочих мест, стимулирование развития жилищного строительства как многоквартирных домов, так и индивидуального жилищного строительства.
Предусмотрены следующие мероприятия:
С 2021 года до конца 2035 года в рамках лимитов бюджетных ассигнований планируется осуществить строительство:
46 объектов образовательных учреждений;
17 объектов спортивного назначения общей площадью более 85 тыс. кв. м, в том числе реконструкция стадиона и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса для занятий зимними видами спорта;
15 объектов культурного назначения общей мощностью более 4000 мест;
32 медицинских учреждения общей мощностью 3824 посещений в смену и 6 больниц (или диспансеров) на 600 коек;
строительство, реконструкция и модернизация 77 объектов водоснабжения (в том числе строительство группового водопровода в Чегемском муниципальном районе, строительство Зольского группового водопровода);
строительство, реконструкция и модернизация 24 объектов водоотведения (в том числе объект "Очистные сооружения г.о. Нальчик").
Также в 2021 году был построен один объект селелавинных защитных сооружений.
Результатом осуществления мероприятий по строительству социально важных объектов является создание условий для обучения, занятий спортом, получения квалифицированной медицинской помощи, а также проведения культурно-массовых мероприятий в новых учреждениях, оснащенных современным оборудованием и инвентарем.
IV. Развитие жилищно-коммунального хозяйства
Значительная часть систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций. Причиной такого положения в первую очередь является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществлять проекты по реконструкции и модернизации объектов без превышения рекомендованного роста платы граждан за коммунальные услуги. Накопившиеся проблемы в коммунальном комплексе решить за счет средств республики не представляется возможным в связи с ограниченностью средств в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики и в бюджетах муниципальных образований.
Анализ существующего положения в жилищно-коммунальном комплексе республики показал, что, несмотря на принимаемые меры по восстановлению и реконструкции предельно изношенных сетей и сооружений, ситуация остается сложной. Потери тепла и воды при эксплуатации существующих тепловых и водопроводных сетей по-прежнему превышают нормативы. Более 70% линейных объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства нуждается в замене (3,76 тыс. км из 5,3 тыс. км сетей), в том числе:
сетей водоснабжения 72,02% (2,9 тыс. км из 4,1 тыс. км);
сетей теплоснабжения 64,6% (0,32 тыс. км из 0,5 тыс. км);
сетей водоотведения 75,95% (0,54 тыс. км из 0,7 тыс. км).
Высокая изношенность коммунальной инфраструктуры, отставание темпов замены сетей инженерно-технического обеспечения от требуемого согласно их нормативному сроку службы, высокая аварийность являются следствием значительного недостаточного инвестирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Необходимо обеспечить проведение мероприятий по замене ветхих сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе с привлечением бюджетных средств, а также внебюджетных источников финансирования в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, что потребует принятия оптимальных тарифных решений, гарантирующих необходимый уровень внебюджетных инвестиций.
Еще одной системной проблемой жилищно-коммунального хозяйства является задолженность граждан за потребленные услуги. Общая задолженность потребителей республики за коммунальные услуги по итогам 2021 года составила 2,416 млрд рублей.
Качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, обеспечено 91,33% населения Кабардино-Балкарской Республики.
Коммунальная инфраструктура
Теплоснабжение
Текущее состояние систем централизованного теплоснабжения характеризуется недостаточными показателями надежности, энергоэффективности и экологичности, в связи с чем необходимо обеспечить масштабную модернизацию действующих мощностей, в том числе посредством технического перевооружения и перевода отопительных котельных на экологичные и энергоэффективные виды топлива. Важно также полностью и своевременно обеспечивать требуемую тепловую нагрузку перспективных объектов капитального строительства.
Вызовами являются:
рост изношенности и аварийности объектов теплосетевого комплекса;
высокий уровень потерь тепловой энергии при выработке и передаче конечному потребителю. Потери тепла, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют 8 - 10%. Срок службы теплотрасс в настоящее время в 1,5 раза выше нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 20% от произведенной тепловой энергии. Перерасход топлива в котельных составляет более 10%;
дефицит источников финансирования (тарифных, нетарифных, внебюджетных) для обеспечения необходимых темпов модернизации систем централизованного теплоснабжения.
Задачами являются:
доведение темпов замены сетей теплоснабжения до уровня не менее 5% в год;
повышение эффективности тарифных источников финансирования капитальных затрат и бюджетных инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности отрасли для частных компаний;
снижение потерь, повышение энергетической эффективности сферы теплоснабжения и снижение аварийности на сетях теплоснабжения и объектах капитального строительства сферы теплоснабжения.
Водоснабжение
Задачами в сфере водоснабжения являются надежное обеспечение потребителей качественной питьевой водой, а также снижение аварийного износа сетей водоснабжения, приводящего к большим потерям.
В целях улучшения ситуации в сфере водоснабжения и водоотведения за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в 2020 - 2021 годах разработана проектно-сметная документация с положительным заключением государственной экспертизы на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения.
Вызовами являются:
потери воды при транспортировке от водозаборов до населенных пунктов в магистральных водоводах и во внутренних водопроводных сетях населенных пунктов;
большая изношенность магистральных водоводов, внутренних водопроводных сетей, водозаборных, водоподготовительных и промежуточных гидросооружений;
нерациональное, расточительное использование воды, большие потери воды, как на этапе потребления, так и на этапе добычи, распределения и доставки до потребителя;
низкий уровень оснащения приборами учета потребителей и сооружений забора, подачи, распределения воды;
падение мощности водозаборных сооружений, связанное с недостаточностью объемов восстановительных работ после разрушительных природных явлений (паводков, селей и др.), а также неполный забор имеющихся запасов воды из-за плохого состояния водозаборов;
большая энергоемкость схем добычи и подачи воды от источников к потребителям, связанная с использованием в ряде случаев лишних промежуточных станций подъемов, отсутствием современных систем диспетчеризации, контроля, автоматического управления, схем электропривода, использованием энергоемкого, устаревшего морально и физически оборудования;
практически полное отсутствие в сельских поселениях республики современных систем очистки и обеззараживания воды;
рост стоимости услуг по водоснабжению, связанный с ростом расходов на электроэнергию;
низкая инвестиционная привлекательность отрасли, обусловленная дефицитом тарифных источников финансирования капитальных вложений.
Задачами являются:
обеспечение потребителей качественной питьевой водой;
повышение темпов замены сетей водоснабжения до уровня не менее 5% в год;
сокращение нормативных и коммерческих потерь на сетях водоснабжения, снижение уровня аварийности на сетях и объектах водоснабжения;
повышение качества разработки схем водоснабжения в части их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации;
разработка мер стимулирования привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере водоснабжения.
Предусмотрены следующие мероприятия:
проведение оценки состояния централизованных систем водоснабжения на постоянной основе;
разработка и реализация комплексного плана по повышению обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой;
стимулирование увеличения объема и доли внебюджетных источников финансирования реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере водоснабжения.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
поддержание доли населения республики, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных источников водоснабжения;
повышение уровня надежности и эффективности систем водоснабжения, обеспечение сокращения коммерческих и нормативных потерь воды на сетях водоснабжения, снижение уровня аварийности на сетях и объектах водоснабжения.
Водоотведение
Задачами в сфере водоотведения являются снижение негативного воздействия на окружающую среду путем повышения качества очистки сточных вод, а также снижение неконтролируемого аварийного износа сетей водоотведения, приводящего к попаданию неочищенных стоков на рельеф местности и в водные объекты.
Вызовами являются:
высокий уровень накопленного износа основных фондов и сетевого хозяйства организаций в сфере водоотведения, что приводит к загрязнению почв, поверхностных и подземных источников водоснабжения;
отсутствие нормативной работы системы поверхностного водоотвода в населенных пунктах делает невозможным применение механизмов государственно-частного партнерства и привлечение внебюджетных источников финансирования при строительстве (реконструкции) систем поверхностного водоотвода;
недостаточно развиты системы централизованного водоотведения и очистки коммунальных бытовых стоков - около 45% населения республики проживают в условиях отсутствия централизованных или локальных очистных сооружений, значительное количество социально значимых объектов в малых и средних населенных пунктах не обеспечено системами централизованного водоотведения и очистки бытовых стоков.
Задачами являются:
обеспечение сохранности источников питьевого водоснабжения и экологической безопасности водных ресурсов;
повышение темпов замены сетей водоотведения до уровня не менее 5% в год;
снижение уровня аварийности на сетях водоотведения;
повышение качества разработки схем водоотведения в части их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.
Предусмотрены следующие мероприятия:
проведение оценки состояния централизованных систем водоотведения на постоянной основе;
стимулирование увеличения объема и доли внебюджетных источников финансирования реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере водоотведения.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
повышение уровня надежности и эффективности систем водоотведения, снижение уровня аварийности на сетях и объектах водоотведения;
сокращение сброса загрязненных сточных вод в водные объекты, определенные как ключевые водные объекты Кабардино-Балкарской Республики;
восстановление нормативной работы существующих систем поверхностного водоотвода в населенных пунктах, создание новых систем.
Жилищное хозяйство
Жилищный фонд Кабардино-Балкарской Республики включает многоквартирные жилые дома общей площадью 6317,1 тыс. кв. м. В 2398 многоквартирных домах общей площадью 6299 тыс. кв. м требуется проведение капитального ремонта. Объем ветхого и аварийного жилья составляет 1% от всего жилищного фонда республики.
Целью преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве является реорганизация системы управления отраслью, основывающаяся на принципах сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активного привлечения граждан к управлению своей собственностью в жилищной сфере. Именно в этом и заключается сущность новых способов управления многоквартирными домами, которые ориентированы на главенствующую роль собственников помещений в многоквартирных домах, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышение качества жилищно-коммунальных услуг. Для достижения данных целей планируется решение задач по своевременному проведению капитального ремонта общего имущества граждан во взаимодействии с органами местного самоуправления, специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственниками помещений в многоквартирных домах (через товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, специализированные потребительские кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, управляющие организации).
Задачами являются:
создание эффективного механизма технического учета жилищного фонда, в том числе позволяющего формировать достоверную информацию о составе жилищного фонда, его состоянии, уровне благоустройства и изменении этих показателей;
дальнейшая реализация региональной программы капитального ремонта и краткосрочных планов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по результатам мониторинга технического состояния многоквартирных домов Кабардино-Балкарской Республики;
обеспечение возможности синхронизации региональной программы капитального ремонта с мероприятиями по модернизации коммунальной инфраструктуры и формированию комфортной городской среды;
повышение эффективности использования средств фондов капитального ремонта и обеспечение финансовой устойчивости региональной программы капитального ремонта, в том числе за счет формирования дополнительных источников их финансирования.
Предусмотрены следующие мероприятия:
совершенствование законодательства Кабардино-Балкарской Республики в области учета технического состояния многоквартирных домов, организация системы сбора и обобщения информации о технических характеристиках и состоянии жилищного фонда, содержащейся в электронном паспорте многоквартирного дома, формируемом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
внесение актуальных данных о техническом состоянии многоквартирного дома в информационные системы;
создание механизма корректировки региональной программы капитального ремонта с учетом действительного технического состояния многоквартирных домов;
уточнение правил проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в части порядка выбора видов работ исходя из технического состояния дома, определенного на основании результатов его технического обследования;
создание механизма увеличения объема средств, направляемых ежегодно на проведение капитального ремонта;
установление особого порядка финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, с привлечением средств федерального, регионального и местного бюджетов в зависимости от категории объекта культурного наследия;
синхронизация мероприятий региональных программ капитального ремонта с планами модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках комплекса инструментов, предусмотренных федеральным проектом "Инфраструктурное меню".
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
создание системы технического учета жилищного фонда;
осуществление на постоянной основе актуализации данных о техническом состоянии многоквартирных домов для их использования в целях планирования своевременного капитального ремонта;
осуществление работ по капитальному ремонту с учетом результатов технического обследования многоквартирных домов;
запущен сервис мониторинга удовлетворенности граждан проведенным капитальным ремонтом в многоквартирных домах;
лифты в многоквартирных домах соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов".
Формирование комфортной городской среды
Формирование комфортной городской среды является неотъемлемой частью комплексного развития территорий и не может рассматриваться в отрыве от градостроительного планирования, создания городской инфраструктуры, возведения жилья, объектов торгового, культурного, спортивного и иного назначения, создания безбарьерной среды для маломобильных групп населения.
С целью оценки состояния городской среды разработан индекс качества городской среды. Индекс качества городской среды за 2021 год по Кабардино-Балкарской Республике составил 181 балл (на 10 баллов выше по сравнению с 2020 годом). Количество городов с благоприятной городской средой в 2021 году выросло до 3 (на 1 город больше, чем в 2020 году). Доля городов с благоприятной средой составила 38%.
В 2018 - 2021 годах в реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды ежегодно принимали участие около 100 муниципальных образований, всего благоустроено 567 территорий.
Вызовом является низкое качество городской среды.
Задачами являются:
сокращение количества городов с неблагоприятной городской средой;
ежегодный прирост индекса качества городской среды;
увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды.
Предусмотрены следующие мероприятия:
создание комфортных и безопасных общественных территорий, сохранение и развитие пространств населенных пунктов;
синхронизация мероприятий по благоустройству населенных пунктов с мероприятиями комплексного развития территорий, новым жилищным строительством, программой модернизации систем коммунальной инфраструктуры, капитального ремонта.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
создание комфортных и безопасных общественных территорий, сохранение и развитие пространств населенных пунктов;
синхронизация мероприятий по благоустройству населенных пунктов с мероприятиями комплексного развития территорий, новым жилищным строительством, программой модернизации систем коммунальной инфраструктуры, капитального ремонта;
повышение индекса качества городской среды;
сокращение количества городов с неблагоприятной городской средой в 3 раза по сравнению с 2019 годом (не менее 7 городов станут городами с благоприятной городской средой);
повышение уровня активности граждан, в том числе обеспечение вовлечения граждан старше 14 лет в решение вопросов развития городской среды;
благоустройство не менее 518 общественных и 1236 дворовых территорий к 2035 году.
Формирование комплексной системы обращения
с твердыми коммунальными отходами
Основной задачей является переход к новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в соответствии с которой сбор, транспортировка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Кабардино-Балкарской Республики обеспечиваются региональным оператором в рамках реализации федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" и регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами".
Вызовами являются:
низкая доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) ТКО, в общей массе образованных ТКО;
высокая доля направленных на захоронение ТКО, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО;
невысокая доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО.
Задачей является увеличение доли ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО.
Предусмотрены следующие мероприятия:
В рамках реализации федерального и регионального проектов "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", входящих в национальный проект "Экология" для Кабардино-Балкарской Республики установлены показатели результативности по достижению плановых показателей по обработке, утилизации и захоронению ТКО в соответствии с дополнительным соглашением с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В целях минимизации рисков недостижения показателей Правительством Кабардино-Балкарской Республики планируется реализация инвестиционного проекта "Создание и эксплуатация в Кабардино-Балкарской Республике современного комплекса по обращению с ТКО "ЭкоРеспублика", которая предполагает строительство новых объектов по обработке и утилизации ТКО на территории действующего полигона.
В рамках реализации инвестиционного проекта планируется выполнение следующих работ:
создание мусоросортировочного комплекса с годовой производительностью 300 тыс. тонн в год с круглосуточной продолжительностью работы в 2 смены по 12 часов;
объект энергетической утилизации ТКО: "Биогазовая электростанция" электрической мощностью не менее 2,4 МВт и мощностью по утилизации органических отходов 129 тыс. тонн в год, в том числе 39 тыс. тонн органической части, содержащейся в твердых коммунальных отходах, предусматривающая выработку до 21,2 млн кВтч/год электрической энергии;
объект материальной утилизации ТКО, создание которого осуществляется в 3 этапа:
этап 1. Объект утилизации отходов полимеров, содержащихся в том числе в остатках сортировки ТКО, мощностью не менее 900 тонн в год, включающий в себя линию по производству ПЭТ-флекс;
этап 2. Объект утилизации отходов полимеров, содержащихся в том числе в остатках сортировки ТКО, мощностью не менее 500 тонн в год, включающий в себя линию по производству полимерных гранул;
этап 3. Объект утилизации отходов полимеров, содержащихся в том числе в остатках сортировки ТКО, мощностью не менее 500 тонн в год, включающий в себя линии по производству полимер-песчаной продукции.
В целях достижения плановых показателей федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" и регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" в Кабардино-Балкарской Республике внедряется переход на раздельный сбор ТКО.
Строительство этих объектов позволит обеспечить достижение установленных показателей, уменьшить захоронение ТКО на территории полигона, что позволит предотвратить риск возникновения экологической катастрофы на территории республики.
В рамках субсидии, выделенной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Кабардино-Балкарской Республикой приобретены контейнеры для раздельного сбора ТКО, что позволит улучшить санитарное состояние населенных пунктов, увеличить переработку отходов и осуществить переход на экономику замкнутого цикла.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
увеличение доли направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) ТКО, в общей массе образованных ТКО до 45,1% к 2030 году;
увеличение доли ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО до 100% к 2030 году;
снижение доли направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО до 54,9% к 2030 году.
V. Развитие института экспертизы проектной документации
и результатов инженерных изысканий
В настоящее время в отношении проектной документации объекта капитального строительства предусмотрено проведение государственной или негосударственной экспертизы проектной документации, а в отдельных случаях - государственной историко-культурной экспертизы и (или) государственной экологической экспертизы.
С 1 сентября 2022 г. реализована возможность проведения экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы по принципу "одного окна". Указанные экспертизы проводятся параллельно.
Вызовами являются:
необходимость перехода от последовательного прохождения процедур, связанных с подготовкой проектной документации и строительством объекта, к параллельному проектированию и строительству;
необходимость повышения качества и скорости взаимодействия всех органов (организаций), осуществляющих проведение экспертизы, а также иных участников инвестиционно-строительного процесса.
Задачами являются:
создание условий для взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса и всех органов (организаций), осуществляющих проведение экспертизы в единой цифровой среде;
закрепление возможности начала строительства на более ранней стадии (параллельно с проектированием) с использованием механизма экспертного сопровождения подготовки проектной документации с учетом требований законодательства об экологической экспертизе;
исключение дублирования процедур оценки проектной документации, проводимой в рамках экспертизы проектной документации, экологической и историко-культурной экспертиз.
Предусмотрены следующие мероприятия:
внедрение единой цифровой платформы экспертизы с последующей интеграцией с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг, для взаимодействия всех органов (организаций), осуществляющих проведение экспертизы, участников инвестиционно-строительного процесса в рамках единой цифровой среды;
организация проведения экспертизы проектной документации в форме экспертного сопровождения подготовки проектной документации;
синхронизация и оптимизация процедур, предусмотренных экспертизой проектной документации, экологической и историко-культурной экспертизами, сокращение перечня объектов, в отношении которых проводится экспертиза проектной документации.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
повышение качества проектных решений, исключение необходимости существенных корректировок проектной документации в процессе строительства;
исключение излишних процедур, связанных с рассмотрением проектной документации во всех органах (организациях), осуществляющих проведение экспертизы;
обеспечение формирования единой цифровой среды для всех участников инвестиционно-строительного процесса.
VI. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии
Реализация Стратегии осуществляется за счет средств всех уровней, за счет финансовых мер государственной поддержки в рамках комплекса инструментов, предусмотренных федеральным проектом "Инфраструктурное меню", а также средств внебюджетных источников, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства.
Размер средств консолидированного бюджета, необходимый для реализации Стратегии, ежегодно определяется и корректируется в рамках бюджетного процесса. Основными прямыми механизмами реализации Стратегии являются соответствующие мероприятия, реализуемые в рамках национальных проектов, федеральных проектов, государственных программ и непрограммных мероприятий, с учетом их финансового обеспечения на период реализации Стратегии.
Для обеспечения строительства в 2023 - 2035 годах 8 млн кв. м жилья планируется привлечь более 437 млрд рублей частных инвестиций и значительный объем инвестиций в создание инфраструктуры для жилищного строительства. Значительный объем этих средств обеспечит ипотечное кредитование.
Важным для успешной реализации Стратегии является обеспечение макроэкономической стабильности и роста доходов населения в соответствии с базовыми прогнозами Министерства экономического развития Российской Федерации.
При этом государство и институты развития должны обеспечить необходимый уровень инфраструктурного развития.
Важным инструментом для выполнения запланированных целей и приоритетов Стратегии является достижение финансовой сбалансированности республиканской адресной инвестиционной программы, которая консолидирует в себе расходы по направлениям капитальных вложений.
Использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеет большие перспективы для развития отрасли. Инструмент концессий позволит не только привлечь необходимые инвестиции, но и комплексно развивать инфраструктурные объекты, обеспечивая высокий уровень услуг для населения.
Кроме того, мероприятия по модернизации, реконструкции, новому строительству объектов коммунальной инфраструктуры (в том числе подготовка проектной документации), подготовке к отопительному периоду, осуществляются за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.
Одним из инструментов повышения энергетической эффективности сферы жилищно-коммунального хозяйства, снижения потерь на сетях теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, снижения аварийности в условиях ежегодной деградации коммунальной инфраструктуры будет являться программа модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы, финансирование которой будет осуществляться за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников.
Развитие инфраструктуры муниципальных образований будет также обеспечиваться за счет других мер государственной поддержки комплекса инструментов, предусмотренных федеральным проектом "Инфраструктурное меню", позволяющих направлять возвратные бюджетные средства на реализацию экономически эффективных и социально значимых проектов.
Основными инструментами, предусмотренными федеральным проектом "Инфраструктурное меню", являются:
инфраструктурные бюджетные кредиты;
инфраструктурные облигации;
предоставление средств Фонда национального благосостояния государственной корпорации - публично-правовой компании "Фонд развития территорий";
субсидирование процентной ставки по кредитам, выданным на досрочное исполнение контрактов;
программа модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2023 - 2027 годов.
VII. Мониторинг реализации Стратегии
Реализация Стратегии осуществляется исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органами местного самоуправления, профессиональным и бизнес-сообществом строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности.
Участники реализации Стратегии представляют информацию о достигнутых или недостигнутых результатах (с обоснованием причин их недостижения) по запросам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, но не реже одного раза в год до 15 февраля.
Получение статистических сведений, в том числе по динамике ввода жилья, обеспечивается работой единой информационной системы жилищного строительства.
Оперативная информация, позволяющая обеспечивать государственный строительный контроль, содержится в информационно-аналитической системе управления инвестиционно-строительными проектами.
Источником получения сведений на стадии эксплуатации объектов выступает автоматизированная информационная система "Реформа ЖКХ".
Усиление контроля за ресурсной базой и стоимостью строительно-инвестиционного цикла осуществляется на базе федеральной и региональной информационной системы ценообразования в строительстве.
Показатели признания и расселения аварийного жилищного фонда размещаются в информационной системе "Реформа ЖКХ", оператором которой является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
Источником получения данных также является государственная информационная система градостроительной деятельности Кабардино-Балкарской Республики.
Создание цифровых продуктов для принятия управленческих решений в градостроительной области и в сфере пространственного планирования на региональном уровне позволит снизить длительность инвестиционно-строительного цикла, повысить эффективность государственной градостроительной политики и отражать в режиме реального времени статус объекта капитального строительства на всем протяжении его жизненного цикла.
VIII. Сценарии и риски реализации Стратегии
За основу долгосрочного прогнозирования динамики развития строительной отрасли Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года приняты среднесрочный и долгосрочный прогнозы Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики.
На реализацию целей и задач Стратегии будут влиять параметры макроэкономической конъюнктуры, социальные и политические факторы, а также социально-экономические условия и особенности территорий Кабардино-Балкарской Республики.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на период до 2040 года ожидается, что сохранится тренд на снижение уровня безработицы и увеличение реальных доходов населения за счет ускорения темпов экономического роста. Тенденции социально-экономического развития должны способствовать повышению спроса на строительные услуги, платежеспособного спроса на жилье, снижению доли расходов на жилищно-коммунальные услуги в потребительских расходах населения и повышению собираемости платы за жилищно-коммунальные услуги.
Значительное влияние на развитие строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства оказывают социальные факторы, включая задачи по социальной поддержке населения. Вопросы стоимости и доступности жилья, социальной инфраструктуры и жилищно-коммунальных услуг сохраняют свою значимость для населения и будут актуальны в долгосрочной перспективе.
Основными эффектами, ожидаемыми по итогам реализации мероприятий Стратегии, являются:
социальные эффекты:
улучшение жилищных условий граждан за счет повышения доступности жилья, развития жилищно-коммунальной сферы;
повышение комфортности городской среды за счет создания благоустроенных общественных пространств, благоустройства дворовых территорий;
повышение качества коммунальных услуг за счет модернизации коммунальной инфраструктуры, снижения потерь и ограничений в предоставлении коммунальных ресурсов, вызванных аварийными инцидентами, и привлечения внебюджетных источников финансирования в объекты коммунальной инфраструктуры;
повышение уровня удовлетворенности граждан жилищными условиями и предоставляемыми жилищно-коммунальными услугами, в том числе за счет повышения качества услуг, приведения в нормативное состояние объектов жилищного фонда, повышения конкурентоспособности организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
экономические эффекты:
повышение конкурентоспособности строительной отрасли за счет сокращения инвестиционно-строительного цикла, актуализации нормативов и технических требований, а также применения инновационных технологий;
рост объемов работ за счет снятия ограничений по обеспечению необходимой инфраструктурой объектов в рамках реализации новых инвестиционных проектов в различных сферах региональной экономики путем создания (модернизации) объектов инфраструктуры;
повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли;
повышение эффективности капитальных вложений;
увеличение спроса на продукцию отечественного машиностроения, обрабатывающих производств в рамках импортозамещения и локализации производства строительных материалов, оборудования для нужд отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства на территории Кабардино-Балкарской Республики;
увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней и поступлений во внебюджетные фонды за счет увеличения объемов прибыли организаций.
Реализация мероприятий Стратегии будет способствовать не только улучшению жилищных условий граждан, развитию строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, но и окажет положительный эффект на смежные секторы экономики и социальную сферу.
Макроэкономические риски, влияющие на реализацию Стратегии
К макроэкономическим рискам можно отнести:
финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий Стратегии и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;
низкие темпы экономического роста или спад экономики, а также сильную дифференциацию экономического роста в зависимости от размера населенного пункта;
инфляционные риски, влияющие на снижение рентабельности бизнеса;
регуляторные риски, связанные с необходимостью внесения изменений в законодательство и нормативные правовые акты Кабардино-Балкарской Республики, регулирующие деятельность строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства;
демографические риски, сопряженные с отрицательной динамикой численности населения Кабардино-Балкарской Республики;
рыночные риски, связанные с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса;
риски, связанные с неблагоприятной динамикой процентных ставок в экономике, которые оказывают влияние на доступность заемного финансирования и ипотечных продуктов;
риски нехватки ресурсов для финансирования строительства жилья. Такие риски могут возникнуть в случае, если потребности в проектном финансировании долевого строительства жилья и ипотечном кредитовании участников долевого строительства существенно превысят возможности банковской системы, определяющиеся перспективной динамикой совокупных активов и собственных средств банковской системы;
технологические риски, связанные с ограничением поставок, сокращением (прекращением) деятельности на российском рынке иностранных компаний - поставщиков строительных материалов, машин, оборудования, включая оборудование, используемое при производстве строительных ресурсов, а также иностранных ИТ-компаний, обеспечивающих поставку, эксплуатацию и техническую поддержку оборудования, программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения для всех этапов жизненного цикла объектов капитального строительства и объектов жилищно-коммунального хозяйства;
риск существенного отклонения фактических значений макроэкономических показателей в период реализации Стратегии от значений, предусмотренных среднесрочным и долгосрочным макроэкономическими прогнозами Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики. Реализация этого риска окажет влияние на отклонение фактических показателей Стратегии от целевых.
Вызовы, связанные с действием временных
негативных факторов, в том числе внешних
С февраля 2022 г. наблюдаются существенные изменения экономических условий - ухудшение рыночной конъюнктуры, высокая волатильность на финансовом рынке и резкие колебания курса национальной валюты, вызванные в том числе внешнеполитическими обстоятельствами. Вместе с тем существенное влияние оказывают торговые, транспортные и технологические ограничения, вызванные введением санкций. Применительно к отраслям строительства и жилищно-коммунального хозяйства следствием указанных обстоятельств являются дефицит строительных ресурсов и оборудования импортного производства, существенный рост стоимости ресурсов (в том числе строительных материалов, топлива), дефицит кадров, нарушение логистических цепочек, а также сокращение спроса на новое строительство ввиду снижения доступности ипотеки и сокращения доходов граждан.
В текущих условиях, а также при возникновении аналогичных факторов в период реализации Стратегии возрастают риски сокращения объемов нового строительства, снижения финансовой устойчивости строительных организаций и организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства, неисполнения инвестиционных и производственных программ.
К вызовам относятся:
сокращение спроса на жилье;
снижение объемов частных инвестиций в жилищное строительство в связи с падением реальных располагаемых доходов населения и общим спадом экономики;
замедление темпов и сокращение объемов жилищного строительства;
снижение темпов обновления систем коммунальной инфраструктуры, вызванное в том числе ростом стоимости строительных материалов и услуг в связи с введенными ограничениями;
наличие избыточных административных процедур в сфере градостроительства, которые негативно сказываются на темпах строительства в условиях, когда важно обеспечить ускоренный выход на строительную площадку.
Предусмотрены следующие мероприятия:
реализация действующих и создание новых ипотечных продуктов, их дополнительное финансирование из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
реализация программ поддержки жилищного строительства, в том числе программы поддержки низкомаржинальных проектов жилищного строительства, программы стимулирования жилищного строительства;
запуск 5-летней программы модернизации коммунальной инфраструктуры;
формирование новых логистических цепочек поставок, транспортных коридоров;
импортозамещение строительных материалов, изделий, конструкций, инженерного и технологического оборудования, а также комплектующих и запасных частей для строительных машин и оборудования.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
не допущение замедления темпов и сокращение объемов жилищного строительства, а также снижение темпов обновления систем коммунальной инфраструктуры;
обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности организаций строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства;
повышение инвестиционной привлекательности и рентабельности инвестиционных проектов в сфере строительства за счет снижения административной нагрузки.
Рисковый сценарий реализации Стратегии
Рисковый сценарий реализации Стратегии предполагает сохранение с учетом инфляции текущего уровня финансового обеспечения строительной отрасли, доступность строительных и трудовых ресурсов, увеличение спроса на жилищное строительство, положительную динамику жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства.
Кроме того, рисковый сценарий предполагает экстенсивный рост строительной отрасли, умеренный рост производительности труда, обеспечение роста добавленной стоимости в большей степени за счет притока трудовых ресурсов в отрасль.
Рост инвестиций в основной капитал в рисковом сценарии предполагает необходимость обеспечения новых работников средствами производства, включая машины и оборудование. При этом в рисковом сценарии не предполагается значительное замещение труда капиталом.
В части развития жилищно-коммунального хозяйства рассматриваемый сценарий предусматривает комплексную реализацию мероприятий по модернизации объектов жилищного фонда, коммунальных систем, ликвидации накопленного износа и аварийного состояния объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также достижение высокого уровня качества и технологической доступности коммунальных и жилищных услуг.
Базовый сценарий реализации Стратегии
Базовый сценарий реализации Стратегии предусматривает опережающий рост спроса и динамики жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства, повышение уровня конкурентоспособности строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, улучшение макроэкономического климата, рост реальных располагаемых доходов населения Кабардино-Балкарской Республики и демографических показателей.
Сценарий предполагает восстановление процессов снабжения строительными ресурсами, ускоренную оптимизацию разрешительных процедур и обязательных требований в строительстве, выделение дополнительных средств на программы поддержки застройщиков, в том числе проблемных объектов, программы льготного ипотечного кредитования, увеличение финансирования программ модернизации жилищно-коммунального хозяйства и привлечение средств Фонда национального благосостояния.
Приложение
к Стратегии
развития строительной отрасли
и жилищно-коммунального хозяйства
Кабардино-Балкарской Республики
на период до 2030 года
с прогнозом до 2035 года
ПОКАЗАТЕЛИ
РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
"Р" - рисковый сценарий реализации Стратегии;
"Б" - базовый сценарий реализации Стратегии
Наименование показателей
Единица измерения
Сценарий
2021 год
2024 год
2030 год
2035 год
Источник
1. Повышение комфорта, качества и уровня жизни граждан
1.1. Новые жилищные возможности
1.1.1
Объем жилищного строительства в год, в том числе:
тыс. кв. м
Р
514,4
570
650
650
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
514,4
579
761
761
1.1.1.1
Объем ввода жилья в многоквартирных жилых домах
тыс. кв. м
Р
120
252
300
300
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
120
260
380
390
1.1.1.2
Объем ввода жилья, построенного населением
тыс. кв. м
Р
394
318
350
350
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
394
319
381
371
1.1.2
Обеспеченность населения жильем (численность населения определена по данным прогноза Северо-Кавказстата)
кв. м на человека
Р
21,9
23,7
28,3
32,2
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
21,9
23,8
28,5
33,2
1.1.3
Количество семей улучшивших жилищные условия
тыс. семей
Р
19,45
17,17
17,17
21,05
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
19,45
17,17
21,05
21,05
1.2. Жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда
1.2.1
Объем капитального ремонта, проводимого в рамках реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
млн кв. м
Р
1,041
1,041
1,041
1,27
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
1,041
1,312
2,109
2,77
1.2.2
Планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда
тыс. кв. м
Р
10,17
21,86
38,14
50,14
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
10,17
27,32
47,67
62,67
1.2.3
Индекс качества городской среды <*>
баллов
Р
178
202
249
268
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
178
203
253
273
1.2.4
Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к показателям 2019 года <*>
процентов
Р
9
23
52
62
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
9
24
54
65
1.2.5
Количество благоустроенных общественных территорий (нарастающим итогом с 2019 года) <*>
единиц
Р
96
202
400
500
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
96
220
418
518
1.2.6
Количество благоустроенных дворовых территорий (нарастающим итогом с 2019 года) <*>
единиц
Р
356
566
806
1206
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
356
596
836
1236
1.2.7
Доля жителей городов в возрасте от 14 лет, имеющих возможность принять участие в принятии решений по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий
процентов
Р
15
25
50
70
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
15
30
60
80
1.2.8
Прирост доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения (нарастающим итогом к показателям федерального проекта "Чистая вода")
процентов
Р
91,3
91,3
91,3
91,3
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
91,3
91,3
91,3
91,3
1.3. Строительство объектов социального назначения
1.3.1
Количество объектов социального назначения, в том числе по отраслям (нарастающим итогом с 2021 года):
единиц
Р
34
102
150
174
государственное казенное учреждение Кабардино-Балкарской Республики "Управление капитального строительства"
Б
34
128
187
217
1.3.1.1
Образование
единиц
Р
9
29
39
40
Б
9
31
42
46
1.3.1.2
Физическая культура и спорт
единиц
Р
3
8
11
12
Б
3
10
14
17
1.3.1.3
Здравоохранение
единиц
Р
0
10
20
30
Б
0
13
27
38
1.3.1.4
Культура
единиц
Р
1
4
10
12
Б
1
5
12
15
1.3.1.5
Коммунальная инфраструктура
единиц
Р
21
51
70
80
Б
21
69
92
101
1.4. Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами
1.4.1
Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов
процентов
Р
3,4
4
36,1
45,1
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
3,4
5
45,1
45,1
1.4.2
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов
процентов
Р
56,5
32
80
100
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
56,5
40
100
100
1.4.3
Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов
процентов
Р
96,6
95
65,9
54,9
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
96,6
95
54,9
54,9
2. Формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства
2.1. Жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда
2.1.1
Темпы замены сетевой инфраструктуры в водоснабжении
процентов протяженности
Р
7,8
1
2
2
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
7,8
2,7
5
5
2.1.2
Темпы замены сетевой инфраструктуры в водоотведении
процентов протяженности
Р
0,4
0,4
1,4
1,5
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
0,4
2,1
5
5
2.1.3
Реализация мероприятий в рамках региональной программы Кабардино-Балкарской Республики "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры" на 2023 - 2027 годы
млн рублей
Р
0,00
853,40
0,00
0,00
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Б
0,00
853,40
0,00
0,00
2.2 Развитие института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий
2.2.1
Социальные объекты, по которым выдано положительное заключение государственной экспертизы (нарастающим итогом с 2021 года)
единиц
Р
34
115
150
174
государственное автономное учреждение "Управление государственной экспертизы проектной документации Кабардино-Балкарской Республики"
Б
34
128
187
217
Примечание. В случае внесения изменений в прогноз социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики целевые показатели Стратегии подлежат актуализации в целях снижения риска существенного отклонения их фактических значений от прогнозных.
<*> Значения показателя указаны при принятии решения о выделении необходимого финансирования на соответствующие мероприятия с 2025 года.
------------------------------------------------------------------