По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Правительства КБР от 27.12.2023 N 291-ПП "О внесении изменений в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика"
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2023 г. в„– 291-ПП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"
Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16 декабря 2019 г. в„– 232-ПП.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
Утверждены
постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 27 декабря 2023 г. в„– 291-ПП
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ
ЭКОНОМИКА", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОТ 16 ДЕКАБРЯ 2019 Г. в„– 232-ПП
1. Паспорт государственной программы, паспорта подпрограмм "Реализация мероприятий подпрограммы "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства", "Государственная кадастровая оценка", "Совершенствование системы государственного управления", "Обеспечение благоприятных условий для развития экспорта и внешнеэкономической деятельности Кабардино-Балкарской Республики", "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" в Кабардино-Балкарской Республике", "Стимулирование инноваций" признать утратившими силу.
2. Раздел I государственной программы изложить в следующей редакции:
"Стратегические цели и приоритеты государственной политики
в сфере реализации государственной программы
Кабардино-Балкарской Республики "Экономическое
развитие и инновационная экономика"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического
развития Кабардино-Балкарской Республики
Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики в последние годы характеризуется достаточной стабильностью. Даже в условиях кризиса сохраняется положительная динамика его основных показателей.
За последние пять лет объем валового регионального продукта Кабардино-Балкарской Республики увеличился более чем на 40%. Анализ индекса физического объема валового регионального продукта за 5 лет указывает на устойчивый рост экономики региона. Кабардино-Балкарская Республика сохраняет стабильную региональную структуру валового регионального продукта, основной удельный вес в которой занимают сельское хозяйство, промышленность, строительство и торговля.
В Кабардино-Балкарской Республике малый бизнес является одним из важных направлений социально-экономического развития.
По состоянию на 10 января 2023 г. в республике осуществляют деятельность 19378 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 5239 юридических лиц и 14139 индивидуальных предпринимателей.
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, осуществляющих деятельность на территории республики, составила 102305 человек (темп роста - 174,3%).
Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" на 1 января 2023 г. составило 55926 человек (темп роста - 408%), из них 54796 физических лиц и 1130 индивидуальных предпринимателей.
Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства представляет собой сеть организаций, которые оказывают имущественную, информационно-консультационную и финансовую поддержку бизнеса.
За 2018 - 2022 годы поступления от субъектов малого предпринимательства по специальным налоговым режимам составили более 5515,4 млн рублей.
Развитие отраслей экономики Кабардино-Балкарии в среднесрочной перспективе будет всецело зависеть от действий органов государственной власти и бизнеса в части привлечения инвестиций, улучшения инвестиционного климата.
В республике наблюдается положительная динамика роста инвестиций в основной капитал. За последние 5 лет данный показатель вырос с 35,5 до 57,8 млрд рублей.
Инвестиционные риски - это ключевой фактор, тормозящий привлечение инвестиций в республику. Ситуация, при которой кредитные институты отказываются финансировать реализацию инвестиционных проектов на территории Кабардино-Балкарской Республики или предлагают финансовые средства на условиях, делающих реализацию проекта малопривлекательной, не может стимулировать активность потенциальных инвесторов.
В республике принимаются меры по решению стратегической задачи повышения инвестиционной привлекательности территории и привлечению инвестиций, особое внимание уделяется совершенствованию инвестиционного законодательства и созданию благоприятных условий для привлечения инвесторов.
В соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 16 апреля 2001 г. в„– 23-РЗ "Об инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике" в отношении субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории республики применяются различные меры государственной поддержки.
В целях защиты инвесторов и поощрения инвестиций принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. в„– 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации". Соглашение о защите и поощрении капиталовложений - соглашение между Российской Федерацией и (или) ее субъектами и организацией, реализующей инвестиционный проект, которое предоставляет ряд льгот для организаций, реализующих инвестиционные проекты.
За последние 5 лет в республике удалось реализовать более 20 крупных инвестиционных проектов, в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" с привлечением софинансирования из федерального бюджета.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 8 июля 2014 г. в„– Пр-1603 Кабардино-Балкарская Республика ежегодно участвует в Национальном рейтинге.
По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации за 2022 год Кабардино-Балкарская Республика занимает 20 место из 37.
Вместе с тем уровень инвестиционной активности в Кабардино-Балкарской Республике не соответствует уровню ее потенциальной инвестиционной привлекательности, в связи с чем первоочередной задачей является работа по повышению инвестиционного потенциала и снижению инвестиционного риска, а также повышению ранга инвестиционного климата в рейтинге субъектов Российской Федерации.
Кабардино-Балкарская Республика продолжает работу в рамках развития международного сотрудничества и в области внешнеэкономической деятельности.
Несмотря на введенные ограничения, участниками внешнеэкономической деятельности республики переориентировано и расширено внешнеэкономическое взаимодействие с перспективными партнерами из дружественных государств. В результате за 2022 год осуществлено операций почти на 17,4% выше уровня 2021 года, в том числе экспортных операций - в 1,3 раза выше уровня 2021 года.
Кабардино-Балкария продолжает поддерживать торговые отношения с 71 страной, их количество по отношению к 2021 году увеличилось на 7,6% (на 5 стран). При этом операции по экспорту осуществлялись с 32 странами.
Несырьевой неэнергетический экспорт Кабардино-Балкарской Республики по товарам включает в себя 34 товарных позиции.
Основу экспорта составляют продовольственные товары, занимающие более 60% в структуре экспортируемых товаров.
Крупнейшими торговыми партнерами в экспорте продукции республики являются страны СНГ - это более 80% всего объема экспорта. К ним относятся Беларусь, Казахстан, Узбекистан Кыргызстан.
Около 20% экспорта региона приходится на страны дальнего зарубежья, в основном сотрудничество осуществляется с Ираном, Турцией, Грузией и Монголией.
Из Кабардино-Балкарии экспортируются зерно, семена кукурузы, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, крахмал кукурузный, сырная продукция, комбикорма, колбасы и аналогичные продукты из мяса и субпродуктов, овощные консервы.
По предварительной оценке, по итогам 2023 г. участниками внешнеэкономической деятельности республики будет осуществлено операций почти на 15% выше соответствующего периода 2022 года. В том числе экспортных операций осуществлено на 4,4% выше уровня аналогичного периода 2022 года, импортных на 18,5% выше уровня 2022 года.
В 2023 году в республике продолжается работа в рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт", в том числе продолжится реализация региональных проектов "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" и "Экспорт продукции АПК".
Реализация мероприятий государственной программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов:
созданы комфортные условия для ведения предпринимательской деятельности посредством организации оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам в центрах "Мой бизнес";
функционирует 12 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и 118 удаленных рабочих мест в сельских поселениях Кабардино-Балкарской Республики, 1 бизнес-офис, 2 центра оказания услуг для бизнеса, предоставляющих более 330 государственных и муниципальных услуг с учетом типизации;
уровень удовлетворенности государственными и муниципальными услугами в 2022 году составил 99,95%;
построены социальные, инженерные, коммунальные объекты инфраструктуры в разных районах республики.
2. Приоритеты и цели государственной политики
и сферы реализации государственной программы
В целях достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики определены новые цели, разработаны структура и система показателей государственной программы.
Система целепологания государственной программы включает в себя:
цель 1 "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых", которая характеризуется таким показателем, как увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
Для достижения указанной цели в структуру государственной программы включено направление (подпрограмма) "Развитие малого и среднего предпринимательства";
цель 2 "Повышение уровня социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики", которая характеризуется такими показателями, как:
увеличение индекса реального среднедушевого денежного дохода населения по отношению к 2020 году;
увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности);
увеличение темпа роста физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета по отношению к 2020 году;
увеличение численности постоянного населения Кабардино-Балкарской Республики.
Для достижения указанной цели в структуру государственной программы включено направление (подпрограмма) "Стимулирование реализации инвестиционных проектов";
цель 3 "Увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта", которая характеризуется таким показателем, как увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта Кабардино-Балкарской Республики.
Для достижения указанной цели в структуру государственной программы включено направление (подпрограмма) "Обеспечение благоприятных условий для развития экспорта и внешнеэкономической деятельности";
цель 4 "Повышение эффективности государственного управления", которая характеризуется таким показателем, как повышение уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг.
Для достижения указанной цели в структуру государственной программы включено направление (подпрограмма) "Развитие государственного управления";
цель 5 "Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата", которая характеризуется таким показателем, как увеличение объема инвестиций в основной капитал.
Для достижения указанной цели в структуру государственной программы включено направление (подпрограмма) "Стимулирование реализации инвестиционных проектов";
цель 6 "Повышение производительности труда", которая характеризуется таким показателем, как увеличение доли предприятий, достигших ежегодный 5% прирост производительности труда на предприятиях - участниках, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным и региональным управлением в течение трех лет участия в проекте.
Для достижения указанной цели в структуру государственной программы включено направление (подпрограмма) "Производительность труда".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими
приоритетами, целями и показателями
государственных программ Российской Федерации
Система целеполагания и задачи государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. в„– 2765-р.
Реализация государственной программы будет непосредственно направлена на достижение двух национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и "Цифровая трансформация". Также государственная программа направлена на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. в„– 316, и комплексной государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. в„– 309.
Кроме того, при формировании целей и показателей государственной программы учитывались положения документов стратегического планирования.
4. Задачи государственного управления,
способы их эффективного решения в соответствующей
отрасли экономики и сфере реализации
государственного управления
Основными задачами государственного управления определены следующие ключевые задачи:
создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством применения нового режима налогообложения и предоставления мер поддержки;
создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса (предакселерация);
создание комплексной системы акселерации, включающей в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение выполнения функций государственного казенного учреждения "Кабардино-Балкарский бизнес-инкубатор";
развитие инженерной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры;
развитие человеческого потенциала и социальной сферы;
реализация комплекса мероприятий по поддержке экспортно-ориентированного предпринимательства;
реализация комплекса институциональных мероприятий по популяризации и содействию развитию экспорта;
оптимизация предоставления государственных (муниципальных) услуг;
повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
создание благоприятных условий для реализации новых инвестиционных проектов посредством предоставления субсидий из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики юридическим лицам на возмещение фактически произведенных затрат по созданию объектов инфраструктуры, необходимой для реализации новых инвестиционных проектов;
предоставление предприятиям возможности по внедрению лучших практик (типовых решений) и получению услуг по повышению производительности труда посредством специализированных центров компетенций на федеральном и региональном уровне;
оказание комплексной поддержки предприятиям - участникам национального проекта;
обеспечение деятельности и выполнение функций Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики;
организация проведения государственной кадастровой оценки в Кабардино-Балкарской Республике в целях реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. в„– 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".".
3. Раздел II государственной программы признать утратившим силу.
4. Приложения в„– 1 - в„– 7 к государственной программе признать утратившими силу.
------------------------------------------------------------------