Постановление Правительства КБР от 27.12.2023 N 289-ПП "О внесении изменений в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике"



ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2023 г. в„– 289-ПП

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"

Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23 октября 2019 г. в„– 184-ПП.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.

Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ





Утверждены
постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 27 декабря 2023 г. в„– 289-ПП

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ", УТВЕРЖДЕННУЮ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОТ 23 ОКТЯБРЯ 2019 Г. в„– 184-ПП

1. Паспорт государственной программы, паспорта подпрограмм "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни", "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей", "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении", "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья", "Информационные технологии и управление развитием отрасли" признать утратившими силу.
2. Раздел "Приоритеты и цели государственной политики в сфере здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики" изложить в следующей редакции:

"Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Кабардино-Балкарской Республики
"Развитие здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике"

1. Оценка текущего состояния сферы охраны здоровья граждан
в Кабардино-Балкарской Республике

По состоянию на 31 декабря 2022 г. на территории Кабардино-Балкарии функционируют 47 организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, в том числе 14 больниц, 8 медицинских центров, 7 диспансеров, 8 стоматологических поликлиник, 3 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждения, 1 центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи, 1 детский санаторий, 1 станция переливания крови, 4 прочих учреждений здравоохранения.
На конец 2022 года в Кабардино-Балкарской Республике развернуты 5611 круглосуточных коек, показатель на 10 тыс. населения составил 62,1 (по Российской Федерации - 68,0 коек на 10 тыс. населения). Количество коек дневного пребывания составило 1533 койки, в том числе при стационарных условиях функционировали 609 коек, обеспеченность на 10 тыс. населения - 6,7 коек (по Российской Федерации - 5,82 коек на 10 тыс. населения). При амбулаторно-поликлинических учреждениях развернуты 924 койки, обеспеченность на 10 тыс. населения - 10,2 коек (по Российской Федерации - 10,77 коек на 10 тыс. населения).
По оценке Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Северо-Кавказстат), численность населения Кабардино-Балкарии на 1 января 2023 г. составила 903266 тыс. человек, из них численность городского населения - 469,2 тыс. человек, или 51,9%, численность сельского населения - 435,0 тыс. человек, или 48,1%.
На конец 2022 года доля лиц старше трудоспособного возраста в возрастной структуре населения составила 18,9%. С 2010 года отмечается тенденция естественного прироста населения как среди городского, так и среди сельского населения. Среднегодовой прирост за 2011 - 2022 годы составляет 5,1%. Плотность населения республики составляет 69,7 человек на кв. км.
Рождаемость в республике в 2022 году снизилась на 8,3% и составила 11,1 на 1000 населения (2021 году - 12,1), но по-прежнему сохраняется на достаточно высоком уровне. По данным Северо-Кавказстата, в 2022 году родилось 10072 ребенка (2021 году - 10482).
В 2022 году, по оценке Федеральной службы государственной статистики, продолжительность жизни в Кабардино-Балкарской Республике составила 75,56 года (увеличение на 1,79 года по сравнению с 2021 годом - 73,77 года).
В 2022 году по сравнению с 2021 годом отмечено снижение показателя общей смертности на 24,1% - до 8,7 случая на 1000 человек населения (в 2021 году - 10,8 случая на 1000 человек населения), число умерших составило 7,891 тыс. человек и снизилось на 1545 тыс. человек.
В 2022 году отмечается значительное снижение младенческой смертности. По данным Федеральной службы государственной статистики, младенческая смертность в 2022 году составила 4,0 случая на 1000 человек, родившихся живыми, что на 22,5% меньше по сравнению с 2021 годом.
Общая заболеваемость населения в 2022 году выросла на 2,6% - с 97338 случаев на 100 тыс. человек населения в 2021 году до 99848,8 случая на 100 тыс. человек населения в 2022 году.
Общая заболеваемость населения болезнями системы кровообращения в Кабардино-Балкарской Республике выросла на 12,7%, а новообразованиями - снизилась на 6,1%.
В 2022 году охват граждан профилактическими осмотрами составил 45,3% (план на 2022 год - 31,6%), завершили профилактические мероприятия более 396,1 тыс. человек. Доля лиц, проинформированных о возможности прохождения профилактических мероприятий, составила 83,8% от общего числа застрахованных лиц.
Доля впервые в жизни установленных неинфекционных заболеваний, выявленных при проведении диспансеризации и профилактическом медицинском осмотре, у взрослого населения от общего числа неинфекционных заболеваний с впервые установленным диагнозом составила 5,3%.
В настоящее время в Кабардино-Балкарской Республике нет населенных пунктов, находящихся вне зоны доступности для граждан первичной медико-санитарной помощи. В 2022 году доля населенных пунктов с числом жителей 101 - 2000 человек, населению которых доступна первичная медико-санитарная помощь по месту их проживания, составила 100%.
Вместе с тем в целях обеспечения доступности первичной медико-санитарной помощи для граждан, проживающих в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 2000 человек, в 2019 году в Кабардино-Балкарской Республике введены в эксплуатацию и получили лицензию на осуществление медицинской деятельности 2 фельдшерско-акушерских пункта в х. Саратовском и с.п. Псынадаха. В 2022 году введена в эксплуатацию врачебная амбулатория в с.п. Аушигер. В 2023 - 2025 годах будут построены и введены в эксплуатацию 12 объектов в сельских населенных пунктах: 11 врачебных амбулаторий и 1 фельдшерский пункт.
На труднодоступных населенных территориях республики актуальным является использование передвижных медицинских комплексов. В целях повышения доступности первичной медико-санитарной помощи для жителей труднодоступных и малонаселенных пунктов в медицинские организации республики в 2021 - 2022 годах поставлено 10 передвижных медицинских комплексов.
В целях обеспечения доступности экстренной медицинской помощи реализуются мероприятия по развитию санитарной авиации. В 2022 году совершено 70 вылетов, эвакуировано 70 экстренных пациентов при плане - 61. В 2023 году запланировано 67 вылетов санитарной авиации, в 2024 году - 72 вылета.
Медицинские организации, подведомственные Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, нуждаются в дальнейшем переоснащении (дооснащении) медицинским оборудованием. В 2022 году доля оборудования для оказания медицинской помощи со сроком эксплуатации свыше 10 лет в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и медицинскую помощь в сельской местности, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек, составила 36,7%. За 2022 - 2023 годы приобретено и введено в эксплуатацию 104 единицы медицинского оборудования и 35 единиц автомобильного транспорта. Необходимо продолжить оснащение учреждений первичного звена здравоохранения. Доля оборудования в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, со сроком эксплуатации свыше 10 лет от общего числа данного вида оборудования по итогам 2025 года должна снизиться до 11,1%.
Требует дальнейшего развития онкологическая служба. С 2022 года возобновлено строительство нового современного онкологического диспансера на 250 коек в г. Нальчике, который планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году. Необходимо продолжить оснащение современным медицинским оборудованием действующее государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Онкологический диспансер" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики.
В 2022 году расширилась сеть региональных сосудистых центров. На базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кардиологический диспансер" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики организован региональный сосудистый центр для больных с острым коронарным синдромом. Оснащение современным медицинским оборудованием республиканских сосудистых центров (2 центра) и первичных сосудистых отделений (2 отделения) остается актуальным.
Как и в большинстве субъектов Российской Федерации в Кабардино-Балкарии имеется дефицит врачей и среднего медицинского персонала. На 1 января 2023 г. расчетный дефицит специалистов составил 479 врачей и 556 средних медицинских работников.
Одной из основных причин недоукомплектованности медицинских организаций необходимым количеством медицинских работников является недостаточный уровень заработной платы в государственном секторе здравоохранения, в том числе его снижение на фоне отмены "ковидных" выплат. В этой связи продолжается трудовая миграция медицинских работников из государственных медицинских организаций в медицинские организации частной формы собственности, а также в другие субъекты Российской Федерации с более высоким уровнем развития.
На 1 января 2023 г. в Кабардино-Балкарской Республике обеспеченность населения врачами, работающими в государственных медицинских организациях, составила 38,8 человек на 10 тыс. населения при плане на 2023 год - 40,8, а средними медицинскими работниками - 92,01 при плане на 2023 год 101,5.
Сохраняется тенденция к увеличению доли населения в старших возрастных группах. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в 2018 году доля граждан 60 лет и более составляла 16,9%, на 1 января 2022 г. - 18,8%, к 2030 году составит 25,4%. Данная динамика предполагает проведение мероприятий по повышению качества и доступности медицинской помощи, в том числе по профилю "гериатрия".
Сохраняются проблемы с обеспечением населения лекарственными препаратами, в том числе льготных категорий граждан. Для их решения требуется совершенствование организационных процессов, в том числе внедрение системы мониторинга движения лекарственных препаратов во всех медицинских и фармацевтических организациях.
На основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения необходимо продолжить цифровую трансформацию отрасли здравоохранения, направленную на повышение доступности оказания медицинской помощи, обеспечение эффективной и оптимальной маршрутизации пациента, межведомственного взаимодействия, обеспечение высокого качества, необходимой полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациента, а также на увеличение доли раннего выявления заболеваний.
Мероприятия, направленные на решение указанных проблем, будут реализовываться в рамках действующих направлений (подпрограмм) государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Программа).

2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации Программы

Стратегической целью Программы является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения и основываться на передовых достижениях медицинской науки.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в следующих документах:
Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. в„– 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. в„– 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. в„– 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. в„– 207-р;
Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. в„– 3468-р;
Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2040 года, утвержденная распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2021 года в„– 384-рп.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации приоритетами государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан.
Достижение целей Программы обеспечивается путем решения следующих задач:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности и уровня инвалидизации населения, профилактика профессиональных заболеваний;
повышение качества и доступности медицинской помощи, включая вакцинацию и лекарственное обеспечение;
обеспечение устойчивости системы здравоохранения, ее адаптации к новым вызовам и угрозам, в том числе связанным с распространением инфекционных заболеваний, создание резервов лекарственных препаратов и медицинских изделий;
повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни;
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
Указанная цель декомпозирована на мероприятия и показатели, характеризующие ее достижение, в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. в„– 2765-р (далее - Единый план).
Исходя из указанных приоритетов сформулированы следующие основные цели Программы:
цель 1 - снижение смертности населения от всех причин до 8,0 случая на 1000 человек населения к 2030 году;
цель 2 - повышение ожидаемой продолжительности жизни до 79,32 лет к 2030 году;
цель 3 - повышение удовлетворенности населения медицинской помощью.
В состав показателей Программы включены все показатели Единого плана, относящиеся к Программе и ее структурным элементам.
Достижение целей Программы обеспечит реализация следующих мероприятий:
обеспечение необходимого уровня софинансирования из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики мероприятий Программы, финансирование которых осуществляется в том числе за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета;
достижение установленных значений результатов предоставления межбюджетных трансфертов и выполнение иных обязательств в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти;
обеспечение эффективного и результативного использования бюджетных средств.
Реализуемые в рамках Программы мероприятия оказывают влияние на достижение:
национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", показателем которой являются "Обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации" и "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет".
Достижение указанной национальной цели развития Российской Федерации будет осуществляться путем проведения единой комплексной политики, охватывающей все предметы совместного ведения, относящиеся к сфере реализации Программы, преемственности государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере охраны здоровья, ее соответствия требованиям основных документов стратегического планирования в сфере охраны здоровья.

3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственных программ
Российской Федерации

Для достижения позитивных демографических трендов планируется реализация комплекса мер по снижению смертности населения, росту ожидаемой продолжительности жизни.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" планируются:
создание и развитие медицинской инфраструктуры, в том числе в малонаселенных пунктах, широкое применение мобильных медицинских комплексов, организация санитарно-авиационной эвакуации в труднодоступных населенных пунктах;
совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, а также детям;
ликвидация дефицита медицинских работников;
развитие информационных технологий в здравоохранении;
реализация мероприятий, направленных на увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;
повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. в„– 1304 "О модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации" в рамках федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации", входящего в состав национального проекта "Здравоохранение", будет продолжена реализация региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения.
Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. реализуются проекты (инициативы) социально-экономического развития Российской Федерации по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи, медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения населения и развитию инновационных направлений медицинской науки.
Будет продолжена реализация Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. в„– 254, которой определены следующие приоритетные направления по решению основных задач развития системы здравоохранения:
строительство и реконструкция объектов здравоохранения;
оснащение медицинских организаций современным медицинским и лабораторным оборудованием;
обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи;
организация диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого и детского населения, активизация диспансерного наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями;
дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи.
В рамках утвержденной Стратегии лекарственного обеспечения населения на период до 2025 года будет продолжена реализация мероприятий, направленных на повышение удовлетворенности населения доступностью лекарственного обеспечения.
Реализация указанных задач будет осуществляться путем выполнения мероприятий региональных проектов в рамках федеральных проектов национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография", федеральных проектов, не включенных в национальные проекты, а также комплексов процессных мероприятий Программы.
Ожидаемыми результатами реализации указанных мероприятий Программы к 2030 году будут снижение младенческой смертности до 4,1 случая на 1000 человек, родившихся живыми, снижение смертности от новообразований - до 118 случаев на 100 тыс. человек населения, от болезней системы кровообращения - до 320 случаев на 100 тыс. человек населения, что в совокупности позволит достичь снижения к 2030 году смертности населения от всех причин до 8,0 случаев на 1000 человек населения.
Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 79,32 лет к 2030 году планируется достичь, в частности, путем увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, снижения заболеваемости туберкулезом до 25 случаев на 100 тыс. человек населения, гепатитом C - до 5,1 случая на 100 тыс. человек населения, вирусом иммунодефицита человека - до 40 случаев на 100 тыс. человек населения.

4. Задачи государственного управления и способы
их эффективного решения в сфере охраны здоровья граждан

Достижению целей в сфере реализации Программы будет способствовать решение задач по снижению смертности населения, увеличению продолжительности жизни, росту экспорта медицинских услуг, а также по цифровизации сферы здравоохранения.
Мероприятия для решения задач Программы будут реализовываться в рамках следующих направлений:
совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни;
развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения;
медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение;
решение кадрового дефицита в здравоохранении;
развитие информационных технологий.
В структуру Программы включены мероприятия по совершенствованию первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, оптимизации лекарственного обеспечения населения Кабардино-Балкарской Республики, формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний, развитию информационных технологий в здравоохранении и другие.
Решение указанных задач будет способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года.

5. Методика оценки эффективности реализации Программы

Методика оценки эффективности реализации Программы утверждена приказом Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики от 5 февраля 2018 г. в„– 30-П "Об утверждении методики оценки эффективности государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике".
Эффективность реализации Программы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации государственной программы и оценки эффективности реализации входящих в нее подпрограмм по следующей формуле:



где:
ЭРГП - эффективность реализации государственной программы;
СРГП - степень реализации государственной программы;
ЭРП/П - эффективность реализации подпрограммы;
kj - определяется по формуле:

kj = Фj / Ф,

где:
Фj - объем фактических расходов из федерального бюджета (кассового исполнения) на реализацию j-й подпрограммы в отчетном году;
Ф - объем фактических расходов из федерального бюджета (кассового исполнения) на реализацию государственной программы.
Эффективность реализации Программы признается:
высокой - в случае если значение ЭРгп составляет не менее 0,9;
средней - в случае если значение ЭРГП составляет не менее 0,8;
удовлетворительной - в случае если значение ЭРГП составляет не менее 0,7.
В остальных случаях эффективность реализации государственной программы признается неудовлетворительной.".
3. Приложения в„– 1 - в„– 5 к государственной программе признать утратившими силу.


------------------------------------------------------------------