Приказ Минэкономразвития КБР от 06.02.2023 N 15 "Об утверждении карты комплаенс-рисков, плана мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства и ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2023 год"



МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ
от 6 февраля 2023 г. в„– 15

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КАРТЫ КОМПЛАЕНС-РИСКОВ,
ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (КОМПЛАЕНС-РИСКОВ)
И КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМПЛАЕНСА В МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2023 ГОД

В целях реализации Положения об организации системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики требованиям антимонопольного законодательства, утвержденного приказом Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики от 12 апреля 2019 г. в„– 51 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)", приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
карту комплаенс-рисков Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2023 год;
план мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2023 год;
ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2023 год.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра экономического развития Кабардино-Балкарской Республики - руководителя департамента проектной деятельности Тимижева Х.Х.

Министр
Б.РАХАЕВ





Утверждена
приказом
Министерства экономического развития
Кабардино-Балкарской Республики
от 6 февраля 2023 г. в„– 15

КАРТА КОМПЛАЕНС-РИСКОВ
МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2023 ГОД

Уровень риска
Описание риска
Описание причин и условий возникновения рисков (осуществление функций и полномочий, при реализации которых возможен комплаенс-риск соответствующего уровня)
Наименование структурных подразделений, при реализации функций и полномочий которых возможно возникновение комплаенс-рисков
Возможные риски <*> нарушения антимонопольного законодательства
1
2
3
4
5
В сфере разработки нормативных правовых актов
Низкий уровень
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует
Возникновение нарушений требований антимонопольного законодательства возможно при разработке нормативных правовых актов по направлениям деятельности министерства. Данные нарушения могут возникать вследствие:
- недостаточного уровня знания действующего антимонопольного законодательства;
- неверного толкования и применения норм антимонопольного законодательства;
- недостаточного уровня знания действующего законодательства по направлениям деятельности министерства
Структурные подразделения министерства, к полномочиям которых относится подготовка нормативных правовых актов по направлениям деятельности министерства
Принятие нормативных правовых актов по направлениям деятельности министерства, которые приводят или могут приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в нарушение положений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Существенный
уровень
Вероятность выдачи министерству предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства
Возникновение нарушений требований антимонопольного законодательства возможно при заключении соглашений о сотрудничестве. Данные нарушения могут возникать вследствие:
- недостаточного уровня внутреннего контроля;
- недостаточного уровня правовой экспертизы;
- недостаточной информированности по приоритетным направлениям сотрудничества и их проработки со стороны участников соглашений
Сотрудники сектора информационного и организационного обеспечения
Заключение соглашений о сотрудничестве, содержащих положения, которые приводят или могут приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в нарушение положений статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции"
В сфере согласования проектов нормативных правовых актов
Низкий уровень
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует
Возникновение нарушений требований антимонопольного законодательства возможно при согласовании проектов нормативных правовых актов КБР и подготовке в отношении них заключений. Данные нарушения могут возникать вследствие:
- недостаточного уровня правовой экспертизы и анализа на соответствие требованиям антимонопольного законодательства;
- неверного толкования и применения норм антимонопольного законодательства;
- недостаточного уровня знаний положений действующего законодательства в установленной сфере деятельности
Структурные подразделения министерства, к полномочиям которых относится согласование проектов нормативных правовых актов КБР и подготовка в отношении них заключений
Согласование нормативных правовых актов КБР, содержащих положения, которые приводят или могут приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции
В сфере предоставления государственных услуг
Высокий уровень
Вероятность выдачи министерству предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация)
Возникновение нарушений требований антимонопольного законодательства возможно при разработке административных регламентов предоставления государственных услуг и непосредственном их оказании. Данные нарушения могут возникать вследствие:
- несоблюдения установленных процедур, предусмотренных действующим законодательством;
- неверного применения положений административных регламентов предоставления государственных услуг;
- ненадлежащего мониторинга изменений действующего законодательства;
- недостаточной квалификации и правовой компетенции сотрудников, ответственных за разработку административных регламентов предоставления государственных услуг и непосредственное их предоставление
Сотрудники отдела развития институтов поддержки малого и среднего предпринимательства
Установление и (или) взимание не предусмотренных действующим законодательством платежей при предоставлении государственных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, в нарушение положений пп. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции"
В сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд
Высокий уровень
Вероятность выдачи министерству предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация)
Возникновение нарушений требований антимонопольного законодательства возможно при:
- проведении торгов;
- запросе котировок цен на товары;
- запросе предложений;
- составлении проекта государственного контракта
Контрактный управляющий
Создание условий, нарушающих положения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - федеральный закон), а именно:
- координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут приводить к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
- участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений;
- ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами;
- ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений
В сфере осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Высокий уровень
Вероятность выдачи министерству предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация)
Возникновение нарушений требований антимонопольного законодательства возможно при осуществлении контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данные нарушения могут возникать вследствие:
- несоблюдения порядка осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. в„– 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений";
- недостаточной квалификации, правовой компетенции и опыта применения действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- недостаточной координации процесса со стороны руководителя структурного подразделения
Сотрудники отдела контроля в сфере государственных закупок
Несоблюдение порядка проведения контрольных мероприятий и принятие решений, создающих дискриминационные или преимущественные условия отдельным субъектам проверок

--------------------------------
<*> Перечень возможных рисков не является исчерпывающим





Утвержден
приказом
Министерства экономического развития
Кабардино-Балкарской Республики
от 6 февраля 2023 г. в„– 15

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (КОМПЛАЕНС-РИСКОВ) МИНИСТЕРСТВА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НА 2023 ГОД

Описание комплаенс-рисков
Мероприятия, направленные на минимизацию и устранение комплаенс-рисков
Ответственный исполнитель (должностное лицо, структурное подразделение)
Срок исполнения мероприятия
Ожидаемый результат
1
2
3
4
5
В сфере разработки нормативных правовых актов
Принятие нормативных правовых актов по направлениям деятельности министерства, которые приводят или могут приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в нарушение положений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Проведение анализа нормативных правовых актов министерства на предмет соответствия антимонопольному законодательству на стадии разработки проектов
1. Лица, ответственные за разработку нормативных правовых актов министерства
2. Отдел правового обеспечения
На регулярной основе
Снижение вероятности принятия нормативных правовых актов министерства, которые приводят или могут приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции
Осуществление внутреннего контроля в отношении нормативных правовых актов министерства на предмет соответствия антимонопольному законодательству на стадии разработки проектов
Руководители структурных подразделений министерства, ответственных за разработку нормативных правовых актов министерства
При выявлении факта нарушения антимонопольного законодательства
Проведение анализа допущенных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности министерства
Руководители структурных подразделений министерства
До 1 февраля года, следующего за отчетным
Изучение правоприменительной и судебной практики, мониторинг изменений антимонопольного законодательства и при необходимости инициирование внесения соответствующих изменений
Лица, ответственные за разработку нормативных правовых актов министерства
На регулярной основе
Регулярное обучение сотрудников министерства, в том числе самообразование, в сфере антимонопольного законодательства
Лица, ответственные за проведение обучения в рамках антимонопольного комплаенса
Не реже одного раза в год
Заключение соглашений о сотрудничестве, содержащих положения, которые приводят или могут приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в нарушение положений статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Осуществление правовой экспертизы проектов соглашений
Отдел правового обеспечения
На регулярной основе
Снижение вероятности заключения соглашений о сотрудничестве, содержащих положения, которые приводят или могут приводить к недопущению, ограничению, устранению, конкуренции
Осуществление внутреннего контроля на предмет наличия положений, предусматривающих равные условия и обязательства для всех участников соглашения и исключающих устранение конкуренции
1. Руководитель структурного подразделения
2. Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР
На регулярной основе
Проведение обучающих мероприятий в сфере антимонопольного законодательства с должностными лицами министерства, ответственными за разработку проектов соглашений
Лица, ответственные за проведение обучения в рамках антимонопольного комплаенса
Не реже 1 раза в год

Изучение правоприменительной и судебной практики, мониторинг изменений антимонопольного законодательства и при необходимости инициирование внесения соответствующих изменений
Сотрудники сектора информационного и организационного обеспечения
На регулярной основе

Проведение анализа допущенных нарушений антимонопольного законодательства при подготовке и заключении соглашений
Сотрудники сектора информационного и организационного обеспечения
На регулярной основе

В сфере согласования проектов нормативных правовых актов
Согласование нормативных правовых актов КБР, содержащих положения, которые приводят или могут приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции
Проведение анализа проектов нормативных правовых актов КБР, направляемых на согласование, на предмет соответствия антимонопольному законодательству
Лица, ответственные за рассмотрение проектов нормативных правовых актов КБР, направляемых на согласование, и подготовку заключений по итогам их рассмотрения
На регулярной основе
Снижение вероятности согласования нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, содержащих положения, которые приводят или могут приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на территории КБР
Осуществление внутреннего контроля на стадии согласования проектов и подготовки заключений
Руководители структурных подразделений министерства, ответственных за рассмотрение проектов нормативных правовых актов КБР, направляемых на согласование
На регулярной основе
Проведение анализа допущенных нарушений, изучение правоприменительной и судебной практики, мониторинг изменений антимонопольного законодательства и при необходимости инициирование внесения соответствующих изменений
Лица, ответственные за рассмотрение проектов нормативных правовых актов КБР, направляемых на согласование
На регулярной основе
Регулярное обучение сотрудников министерства, в том числе самообразование, в сфере антимонопольного законодательства
Лица, ответственные за проведение обучения в рамках антимонопольного комплаенса
Не реже одного раза в год
В сфере предоставления государственных услуг
Установление и (или) взимание не предусмотренных действующим законодательством платежей при предоставлении государственных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, в нарушение положений пп. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Повышение профессиональной квалификации и правовой грамотности сотрудников отдела развития институтов поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе самообразование
Сотрудники отдела развития институтов поддержки малого и среднего предпринимательства
На регулярной основе
Снижение вероятности установления и (или) взимания не предусмотренных действующим законодательством платежей при предоставлении государственных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг
Осуществление анализа проектов административных регламентов предоставления государственных услуг на стадии согласования
1. Отдел правового обеспечения
2. Отдел электронных услуг
При разработке административных регламентов предоставления государственных услуг либо внесении в них изменений
В сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд
Создание условий, нарушающих положения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - федеральный закон), а именно:
- координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
- участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений;
- ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами;
- ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений
Повышение профессиональной квалификации сотрудников посредством участия в обучающих мероприятиях, в том числе самообразование
Контрактный управляющий
На регулярной основе
Недопущение:
- ограничения количества потенциальных участников закупок;
- предоставления необоснованных преференций, не предусмотренных законодательством;
- наличия в контрактах условий, не соответствующих условиям извещения и приводящих к ограничению конкуренции
Изучение правоприменительной и судебной практики, мониторинг изменений антимонопольного законодательства и при необходимости инициирование внесения соответствующих изменений
Обеспечение проведения надлежащей экспертизы документации
Осуществление предварительного контроля со стороны уполномоченного финансового органа
Минфин КБР
На регулярной основе
Осуществление контрольных мероприятий со стороны уполномоченного контролирующего органа
Отдел контроля в сфере государственных закупок Минэкономразвития КБР
Проводится в соответствии с планом проверок, но не чаще 1 раза в 6 месяцев
В сфере осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Несоблюдение порядка проведения контрольных мероприятий и принятие решений, создающих дискриминационные или преимущественные условия отдельным субъектам проверок
Регулярное обучение и повышение профессиональной квалификации сотрудников отдела контроля в сфере государственных закупок, в том числе самообразование
1. Руководитель структурного подразделения
2. Сотрудники отдела контроля в сфере государственных закупок
На регулярной основе
Недопущение создания дискриминационных или преимущественных условий для отдельных категорий субъектов проверок при проведения контрольных мероприятий
Проведение анализа допущенных нарушений, изучение правоприменительной и судебной практики, мониторинг изменений действующего законодательства и при необходимости инициирование внесения соответствующих изменений
1. Руководитель структурного подразделения
2. Сотрудники отдела контроля в сфере государственных закупок
Осуществление внутреннего контроля
Руководитель структурного подразделения





Утверждены
приказом
Министерства экономического развития
Кабардино-Балкарской Республики
от 6 февраля 2023 г. в„– 15

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
КОМПЛАЕНСА В МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2023 ГОД

N
п/п
Наименование ключевого показателя
Расчет ключевого показателя
Значение показателя
Уровень эффективности1
2
3
5
6
1. Уровень эффективности функционирования антимонопольного комплаенса для уполномоченного подразделения (должностного лица)
1.1.
Доля сотрудников Минэкономразвития КБР, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу
Отношение количества сотрудников министерства, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу, к общему количеству сотрудников министерства, чьи должностные обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства
1 и более
Высокая эффективность
0,99 - 0,5
Существенная эффективность
0,49 - 0,33
Незначительная эффективность
0,32 - 0,25
Низкая эффективность
0,24 и менее
Неэффективно
2. Уровень эффективности функционирования антимонопольного комплаенса для Минэкономразвития КБР в целом
2.1.
Коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Минэкономразвития КБР (по сравнению с 2017 годом)
Отношение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны министерства за год, предшествующий отчетному, к количеству нарушений антимонопольного законодательства со стороны министерства в отчетном периоде
0
20
1 и более
15
0,5 - 0,99
10
0,01 - 0,49
5
2.2.
Доля проектов нормативных правовых актов Минэкономразвития КБР, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства
Отношение количества проектов нормативных правовых актов министерства, в которых министерством выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде), к количеству нормативных правовых актов министерства, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде)
0
20
1 и более
15
0,5 - 0,99
10
0,01 - 0,49
5
2.3.
Доля нормативных правовых актов Минэкономразвития КБР, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства
Отношение количества нормативных правовых актов министерства, в которых министерством выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде), к количеству нормативных правовых актов министерства, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде)
0
20
1 и более
15
0,5 - 0,99
10
0,01 - 0,49
5
N
п/п
3. Уровень эффективности функционирования антимонопольного комплаенса для Минэкономразвития КБР в целом
Значение в баллах
3.1.
Высокая эффективность
55 - 60
3.2.
Существенная эффективность
40 - 50
3.3.
Незначительная эффективность
25 - 35
3.4.
Низкая эффективность
15 - 20
3.5.
Неэффективно
0 - 10


------------------------------------------------------------------