Постановление Местной администрации городского округа Нальчик КБР от 30.01.2023 N 141 "Об оценке коррупционных рисков в местной администрации городского округа Нальчик"



МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2023 г. в„– 141

ОБ ОЦЕНКЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В МЕСТНОЙ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года в„– 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и в целях совершенствования работы по противодействию коррупции в местной администрации городского округа Нальчик местная администрация городского округа Нальчик постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об оценке коррупционных рисков в местной администрации городского округа Нальчик.
2. Отделу по вопросам противодействия коррупции (Агнокова М.Т.) ознакомить с настоящим постановлением всех муниципальных служащих администрации и руководителей структурных подразделений местной администрации городского округа Нальчик.
3. Рекомендовать главам территориальных исполнительных органов местной администрации городского округа Нальчик в с. Адиюх Кумыкову З.М., с. Белая Речка Гергокову Т.А., м/р Вольный Аул Ажигоеву А.М., с. Кенже Пшенокову О.А., с. Хасанья Азаматову К.М. разработать и утвердить в установленном порядке аналогичные правовые акты.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Нальчик" и разместить на официальном сайте городского округа Нальчик "admnalchik.ru" в порядке, установленном Уставом городского округа Нальчик.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управление кадров (Сундиева К.В.).

Глава местной администрации
городского округа Нальчик
Т.АХОХОВ





Утверждено
постановлением
Местной администрации
городского округа Нальчик
от 30 января 2023 г. в„– 141

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОЦЕНКЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В МЕСТНОЙ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК

1. Общие положения

1.1. Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики местной администрации городского округа Нальчик, позволяющим обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности местной администрации городского округа Нальчик и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции в местной администрации городского округа Нальчик.
1.2. Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и видов деятельности местной администрации городского округа Нальчик, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения муниципальными служащими, работниками, замещающими должности, не являющиеся должностями муниципальной службы местной администрации городского округа Нальчик (далее - работники), коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды местной администрацией городского округа Нальчик.
1.3. Настоящее Положение разработано с учетом Федерального закона от 25 декабря 2008 года в„– 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Устава городского округа Нальчик и других правовых актов местной администрации городского округа Нальчик.
В настоящем Положении используются следующие основные термины и определения:
- коррупционное правонарушение - деяние (действие или бездействие), обладающее признаками коррупции (злоупотребление служебным положением, злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, посредничество во взяточничестве, получение взятки, мелкое взяточничество, коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе, мелкий коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения (полномочий) вопреки законным интересам общества, государства, местной администрации городского округа Нальчик в целях получения выгоды (преимуществ) для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица), за которое законодательством РФ установлена уголовная, административная, гражданско-правовая или дисциплинарная ответственность;
- коррупционный риск - возможность совершения работником местной администрации городского округа Нальчик, а также иными лицами от имени или в интересах местной администрации городского округа Нальчик коррупционного правонарушения;
- оценка коррупционных рисков - общий процесс идентификации, анализа и ранжирования коррупционных рисков;"- объект оценки - отраслевой (функциональный) орган местной администрации городского округа Нальчик;
- идентификация коррупционного риска - процесс определения для каждого направления деятельности".
- объект оценки - отраслевой (функциональный) орган местной администрации городского округа Нальчик идентификация коррупционного риска - процесс определения для каждого направления деятельности
1) критических точек;
2) возможных коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены работниками местной администрации городского округа Нальчик в каждой критической точке;
- критическая точка - подпроцесс, особенности реализации которого создают объективные возможности для совершения работниками местной администрации городского округа Нальчик коррупционных правонарушений; подпроцесс - установленные регулирующими документами процедуры и реальные действия и взаимодействия структурных подразделений, коллегиальных органов, работников местной администрации городского округа Нальчик, совершаемые в целях реализации конкретного процесса (например, формирование плана проведения закупок, разработка документации к закупке, объявление закупки, прием заявок от участников и т.д. - подпроцессы, имеющие место в рамках осуществления закупочной деятельности организации);"- процесс - регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных действий отраслевых (функциональных) органов местной администрации городского округа Нальчик и отдельных работников местной администрации городского округа Нальчик, направленных на реализацию уставных целей (функций) местной администрации городского округа Нальчик;
- направление деятельности - совокупность процессов, направленных на реализацию единой уставной цели (функции) местной администрации городского округа Нальчик;".
- процесс - регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных действий отраслевых (функциональных) органов местной администрации городского округа Нальчик и отдельных работников местной администрации городского округа Нальчик, направленных на реализацию уставных целей (функций) местной администрации городского округа Нальчик; направление деятельности - совокупность процессов, направленных на реализацию единой уставной цели (функции) местной администрации городского округа Нальчик;
- анализ коррупционного риска - процесс понимания природы коррупционного риска и возможностей для его реализации посредством выявления наиболее вероятных способов совершения коррупционного правонарушения при реализации процесса ("коррупционных схем") и определения должностей или полномочий, критически важных для реализации каждой "коррупционной схемы";
- коррупционная схема - выстроенный по определенному сценарию механизм использования работником местной администрации городского округа Нальчик полномочий в личных целях или в интересах третьих лиц (наиболее вероятный способ совершения коррупционного правонарушения);
- ранжирование коррупционных рисков - процесс определения уровня значимости каждого коррупционного риска с учетом возможного ущерба в случае реализации коррупционного риска и вероятности реализации коррупционного риска, а также их последующее ранжирование по степени значимости.

2. Порядок оценки коррупционных рисков

2.1. Оценка коррупционных рисков в деятельности местной администрации городского округа Нальчик проводится на регулярной основе ежегодно до 30 декабря.
На основании оценки коррупционных рисков составляется перечень коррупционно опасных функций и разрабатывается комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.
2.2. Оценку коррупционных рисков в деятельности местной администрации городского округа Нальчик осуществляют должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений в местной администрации городского округа Нальчик, и члены рабочей группы по оценке коррупционных рисков, возникающих при реализации местной администрацией городского округа Нальчик своих функций (далее - рабочая группа).
2.3. Процедура оценки коррупционных рисков состоит из нескольких последовательных этапов:
1) подготовительный этап: принятие решения о проведении оценки коррупционных рисков, определение плана проведения оценки, выбор объекта оценки, определение полномочий и обязанностей работников местной администрации городского округа Нальчик в связи с проведением оценки, составление перечня и подготовка необходимых документов;
2) этап описания процессов: представление всех направлений деятельности объекта оценки в форме процессов, описание подпроцессов, составляющих каждый процесс;
3) этап идентификации коррупционных рисков: выделение в каждом анализируемом процессе критических точек и общее описание возможностей для реализации коррупционных рисков в каждой критической точке;
4) этап анализа коррупционных рисков:
а) подготовка детального описания возможных способов совершения коррупционного правонарушения в критической точке ("коррупционных схем");
б) формирование перечня должностей работников местной администрации городского округа Нальчик, которые могут быть вовлечены в совершение коррупционного правонарушения в критической точке;
5) этап ранжирования коррупционных рисков: оценка вероятности реализации и возможного ущерба от реализации каждого коррупционного риска, ранжирование коррупционных рисков по степени значимости в соответствии с критериями согласно таблице 3 к настоящему Положению и определение приоритетов при принятии мер по минимизации коррупционных рисков;
6) этап разработки мер по минимизации коррупционных рисков: подготовка предложений по минимизации всех или наиболее существенных идентифицированных коррупционных рисков;7) этап оформления, согласования и утверждения результатов оценки коррупционных рисков: формирование и представление на утверждение главе местной администрации городского округа Нальчик - руководителю администрации реестра (карты) коррупционных рисков органа оценки согласно таблице 1 к настоящему Положению и перечня должностей, связанных с коррупционными рисками.

3. Подготовка к проведению оценки коррупционных рисков

3.1. Решение о проведении оценки коррупционных рисков принимается главой местной администрации городского округа Нальчик и оформляется распоряжением местной администрации городского округа Нальчик.
Оценку коррупционных рисков осуществляет рабочая группа (персональный состав утверждается распоряжением местной администрации городского округа Нальчик). В своей деятельности руководствуется данным разделом настоящего Положения.
3.2. Секретарь рабочей группы в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о проведении оценки коррупционных рисков готовит проект распоряжения местной администрации городского округа Нальчик и в тот же срок передает его на подпись главе местной администрации городского округа Нальчик.
3.3. Глава местной администрации городского округа Нальчик в течение 3 рабочих дней со дня получения проекта распоряжения принимает решение о проведении оценки коррупционных рисков.
3.4. Рабочая группа в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о проведении оценки коррупционных рисков формирует перечень правовых актов и иных документов местной администрации городского округа Нальчик, содержащих информацию, необходимую для проведения оценки коррупционных рисков, и в тот же срок передает на утверждение руководителю рабочей группы.
3.5. К документам, содержащим информацию, необходимую для проведения оценки коррупционных рисков, относятся:1) документы, содержащие информацию о направлениях деятельности (функциях) и структуре местной администрации городского округа Нальчик, положения об органе оценки и должностных обязанностях работников органа оценки;
2) документы, закрепляющие систему мер предупреждения коррупции в местной администрации городского округа Нальчик, а также порядок проведения объектом оценки контрольных мероприятий (реализации контрольно-надзорных функций, внутреннего аудита, ревизий, проверок и т.д.) и документы, содержащие информацию о результатах проведения этих мероприятий.
3.6. Рабочая группа в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о проведении оценки коррупционных рисков разрабатывает календарный план проведения оценки и в тот же срок передает на утверждение руководителю рабочей группы. В календарном плане указываются: этапы оценки коррупционных рисков и сроки их реализации; промежуточные и итоговые документы, которые должны быть подготовлены; сроки согласования подготовленных документов.
3.7. Руководитель рабочей группы в течение 3 рабочих дней со дня получения перечня правовых актов и иных документов местной администрации городского округа Нальчик, содержащих информацию, необходимую для проведения оценки коррупционных рисков (далее - перечень), календарного плана проведения оценки (далее - план) принимает решение об утверждении перечня, плана.

4. Этап описания процессов

4.1. Основная задача этапа определить каким образом в объекте оценки реализуются на практике направления деятельности и конкретные процессы.
4.2. На этапе оценки проводится анализ документов, указанных в пункте 3.5 настоящего Положения. По результатам анализа составляется письменное описание рассматриваемых направлений деятельности, процессов и составляющих их подпроцессов, содержащее последовательность действий и взаимодействий, которые предпринимают работники органа оценки для реализации каждого процесса, а также контрольно-надзорных механизмов, применяемых к каждому процессу.
Анализ проводится на основании следующей информации:
- сведения о коррупционных правонарушениях, совершенных ранее работниками органа оценки;
- материалы внутренних проверок, проводившихся в местной администрации городского округа Нальчик, по случаям возможного совершения работниками органа оценки коррупционных правонарушений;
- обращения граждан, содержащие информацию о возможном совершении работниками органа оценки коррупционных правонарушений;
- материалы проведенных в местной администрации городского округа Нальчик органами прокуратуры мероприятий по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
- информация о совершении коррупционных правонарушений работниками местной администрации городского округа Нальчик, осуществляющими аналогичные виды деятельности;
- информация о совершении коррупционных правонарушений должностными лицами государственных (муниципальных) органов, государственных корпораций (компаний), с которыми взаимодействуют местная администрация городского округа Нальчик или иные органы местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике, осуществляющие аналогичные виды деятельности.

5. Идентификация коррупционных рисков

5.1. Основной задачей этапа идентификации коррупционных рисков является выявление в каждом рассматриваемом направлении деятельности и процессе органа оценки критической точки.
5.2. Признаками критической точки являются: наличие у работника (группы работников) органа оценки полномочий совершить действие (бездействие), которое позволяет получить выгоду (преимущество) работнику органа оценки, отраслевому (функциональному) органу местной администрации городского округа Нальчик, физическому и (или) юридическому лицу, взаимодействующему с местной администрацией городского округа Нальчик;
- взаимодействие работника (группы работников) органа оценки с государственным органом (иной регулирующей организацией), уполномоченным совершать действия, важные для успешной реализации процесса и (или) успешного функционирования местной администрации городского округа Нальчик в целом.
5.3. Выявленные критические точки подлежат отражению в описании направлений деятельности и процессов (карта направлений деятельности, процессов и подпроцессов органа оценки).

6. Анализ коррупционных рисков

6.1. Основная задача этапа - определение для каждой выявленной критической точки вероятного способа совершения коррупционного правонарушения работниками органа оценки (коррупционной схемы) и должности (полномочия) работников, наличие которых требуется для реализации каждой коррупционной схемы.
6.2. В целях определения возможных коррупционных схем анализ коррупционных рисков проводится с исследования выявленных критических точек с точки зрения потенциального нарушителя. По каждому процессу готовится информация по следующим вопросам: если бы какой-либо из участников бизнес-процесса стремился извлечь из своих полномочий неправомерную выгоду для себя, для третьих лиц или непосредственно для организации, каким образом он мог бы это сделать?
В целях ответа на данный вопрос дополнительно собирается информация на ряд вспомогательных вопросов применительно к двум типам ситуаций:
1) работник (работники) обладает полномочиями, позволяющими получить выгоду для себя или для связанных лиц;
2) работник (работники) и (или) местная администрация городского округа Нальчик в целом заинтересованы в получении выгоды, распределяемой государственными органами или другими организациями.
Применительно к первому типу ситуаций при анализе критических точек следует уделить внимание следующим вопросам:
- какие выгоды (преимущества) распределяются в процессе и для кого они представляют интерес?
- какие действия (бездействие) потребуется совершить недобросовестному работнику в целях неправомерного распределения выгоды (преимущества) в пользу заинтересованных лиц?
- если недобросовестный работник неправомерно распределяет выгоду (преимущество) не в пользу себя и (или) своих близких родственников, каким образом он сможет извлечь личную выгоду из коррупционного взаимодействия;
- может ли недобросовестный работник в одиночку совершить действия (бездействие), необходимые для неправомерного распределения выгоды (преимущества) в пользу заинтересованных лиц? Если нет, кого из работников местной администрации городского округа Нальчик ему необходимо вовлечь в совершение коррупционного правонарушения?
- каким образом возможно обойти внедренные в местной администрации городского округа Нальчик механизмы внутреннего контроля?
Применительно ко второму типу ситуаций рекомендуется ответить на следующие вопросы:
- существует ли выгода (преимущество), распределяемая государственным органом или другой организацией, в получении которой могут быть заинтересованы работник (работники) и (или) местная администрация городского округа Нальчик в целом?
- взаимодействует ли орган оценки и (или) местная администрация городского округа Нальчик с контрагентами, имеющими связи с государственными органами или иными организациями, распределяющими выгоду (преимущество), в получении которой может быть заинтересован работник (работники) и (или) местная администрация городского округа Нальчик в целом?
- каким образом работник органа оценки и (или) местная администрация городского округа Нальчик может повлиять на распределение государственным органом или иной организацией выгоды (преимущества) в его пользу или в пользу местной администрации городского округа Нальчик? Требуется ли для этого участие иных работников или контрагентов? каким образом возможно обойти внедренные в организации механизмы внутреннего контроля?
6.3. На основе проведенного анализа критических точек составляется описание коррупционных рисков в каждой выявленной критической точке, включающее, в числе прочего, следующую информацию:а) краткое описание распределяемой в критической точке выгоды (преимущества), стремление к получению которой работником органа оценки и (или) местной администрацией городского округа Нальчик, и (или) его внешними контрагентами является причиной совершения работником органа оценки коррупционного правонарушения;
б) перечень потенциальных выгодоприобретателей - лиц, которые стремятся извлечь выгоду (преимущество) из совершения работником органа оценки коррупционного правонарушения в рассматриваемой критической точке;
в) перечень должностей работников органа оценки, без участия которых неправомерное распределение выгоды (преимущества) в критической точке невозможно или крайне затруднительно (перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками), с указанием возможной роли каждого работника в реализации коррупционной схемы;
г) краткое описание выгоды, получаемой работником (работниками) органа оценки, связанными с ним лицами или непосредственно местной администрацией городского округа Нальчик, в результате совершения коррупционного правонарушения;д) описание возможных способов передачи работнику (работникам) органа оценки или должностному лицу (должностным лицам), с которым взаимодействует организация, вознаграждения за совершение коррупционного правонарушения;
е) краткое описание способа совершения коррупционного правонарушения (коррупционной схемы);
ж) развернутое описание способа совершения коррупционного правонарушения (коррупционной схемы), в том числе: инициатор коррупционного взаимодействия, последовательность действий и взаимодействий работника (работников) органа оценки и его контрагентов по неправомерному распределению выгоды (преимущества) и передаче работнику (работникам) органа оценки или должностным лицам, с которыми взаимодействует орган оценки и (или) местная администрация городского округа Нальчик, незаконного вознаграждения;
з) состав коррупционных правонарушений, которые должны быть совершены работником (работниками) органа оценки для реализации коррупционной схемы, с указанием ссылок на конкретные положения нормативных правовых актов (по возможности);
и) процедуры внутреннего контроля в рассматриваемой критической точке: работники органа оценки, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего контроля; периодичность контрольных мероприятий; краткое описание контрольных мероприятий;
к) возможные способы обхода механизмов внутреннего контроля.
6.4. На этапе проведения анализа коррупционных рисков сформировать перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками (далее - Перечень должностей), в который включить должности, обязанности по которым предусматривают:
- принятие решения и (или) совершение действия, прямо направленного на распределение выгоды (преимущества);
- осуществление подготовительной работы, на основании которой принимается решение, направленное на распределение выгоды (преимущества);
- осуществление контрольных функций в отношении работников местной администрации городского округа Нальчик, принимающих или готовящих решения, направленные на распределение выгоды, в том числе осуществление функций по предупреждению коррупционных правонарушений.
6.5. В отношении должностей, исполнение обязанностей по которым подразумевает осуществление подготовительной работы, на основании которой принимается решение, направленное на распределение выгоды (преимущества), включить в Перечень должностей:
- должности, исполнение обязанностей по которым подразумевает подтверждение права физического или юридического лица на получение выгоды (преимущества);
- должности, исполнение обязанностей по которым подразумевает обоснование преимуществ того или иного претендента на получение выгоды;
- должности, исполнение обязанностей по которым подразумевает определение размера материальной выгоды;
- должности, исполнение обязанностей по которым подразумевает проведение проверки, аудита юридических лиц, претендующих на получение выгоды (преимущества) и подготовку документов по ее результатам;
- должности, исполнение обязанностей по которым подразумевает проведение оценки операционных рисков.
При принятии решения о целесообразности включения в Перечень должностей, исполнение обязанностей по которым подразумевает осуществление подготовительной работы, а также иных должностей, учитывать, имеет ли работник реальную возможность своим действием (бездействием) повлиять на содержание решения о распределении выгоды (преимущества).

7. Ранжирование коррупционных рисков

7.1. После подготовки описания критических точек и коррупционных схем провести оценку значимости каждого выявленного коррупционного риска с точки зрения вероятности его реализации и возможного ущерба в результате его реализации.
7.2. При оценке значимости коррупционных рисков провести оценку значимости коррупционных рисков на основе коррупциогенных факторов в соответствии с критериями по степени оценки выраженности коррупциогенных факторов согласно приложению в„– 2 к настоящему Положению. Итоговая степень выраженности коррупциогенных факторов рассчитывается как сумма балльных оценок степени выраженности каждого коррупциогенного фактора.
Итоговая степень выраженности коррупциогенного риска оценивается по следующему принципу:
- вероятность реализации коррупционного риска следует оценивать как низкую, если все коррупциогенные факторы отсутствуют или присутствуют в незначительной степени (получили оценку 1 балл);
- вероятность реализации коррупционного риска следует признать высокой, если хотя бы два коррупциогенных фактора присутствуют в значительной степени (получили оценку 3 балла) или более половины коррупциогенных факторов присутствуют в определенной степени (получили оценку 2 балла).
7.3. В случае если реализация коррупционного риска может повлечь вред жизни и здоровью граждан и (или) вред национальной безопасности, такой потенциальный вред следует оценивать как значительный (максимальная оценка по выбранной балльной шкале).7.4. По результатам оценки вероятности реализации и возможного ущерба от реализации коррупционных рисков в целях рационального расходования ресурсов целесообразным может стать выделение отдельных критических точек, в отношении которых меры по минимизации коррупционных рисков должны быть реализованы в первую очередь. Для этого коррупционные риски необходимо проранжировать с точки зрения их значимости для организации, государства и общества.
7.5. Значимость коррупционных рисков определяется сочетанием рассчитанных ранее параметров: вероятности реализации коррупционного риска в критической точке (вероятность) и возможного вреда от его реализации (вред) согласно приложению в„– 3 к настоящему Положению.

8. Разработка мер по минимизации коррупционных рисков

8.1. Для каждой выявленной критической точки необходимо определить возможные меры по минимизации соответствующих коррупционных рисков. При этом необходимо оценить объем финансовых затрат на реализацию этих мер, а также кадровые и иные ресурсы, необходимые для проведения соответствующих мероприятий.
8.2. В случае наличия необходимых ресурсов провести мероприятия по минимизации всех выявленных рисков.
В случае невозможности или экономической нецелесообразности одновременной реализации мер по минимизации всех выявленных коррупционных рисков необходимо, в первую очередь, реализовать меры по минимизации критических и существенных коррупционных рисков.
8.3. При определении мер по минимизации коррупционных рисков придерживаться следующих принципов:
- каждая мера должна быть сформулирована конкретно, работники органа оценки, вовлеченные в процесс ее реализации, должны понимать, в чем она заключается, понимать желательный результат и его связь с минимизацией конкретного коррупционного риска;
- для каждой меры должен быть установлен срок или периодичность ее реализации;
- для каждой меры должен быть определен ответственный за ее реализацию;
- реализация каждой меры должна быть подтверждена документально;
- на стадии планирования мер по минимизации коррупционных рисков должны быть проработаны механизмы мониторинга реализации этих мер и оценки их эффективности.

9. Меры по минимизации коррупционных рисков

9.1. Организация, регламентация и автоматизация процессов, в том числе:
- детальная регламентация процессов в критических точках (порядка и сроков реализации, документационного обеспечения, ответственных лиц), закрепление четких оснований и критериев принятия любых решений, влекущих конкурентное распределение выгоды (преимущества), сведение к минимуму дискреционных полномочий работников органа оценки;
- сведение к минимуму ситуаций, при которых решение принимается работником единолично или на основании информации, подготовленной работником единолично, разумное расширение круга лиц, без участия (согласование) которых не может быть принято решение о распределении выгоды (преимущества);
- исключение ситуаций, при которых работник органа оценки совмещает функции по исполнению решения и контролю за его исполнением;
- совершенствование механизма отбора работников для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения, направленные в том числе на выявление и урегулирование конфликта интересов;
- автоматизация процессов и отдельных подпроцессов.
9.2. Совершенствование контрольных и мониторинговых процедур, в том числе:
- совершенствование механизмов выявления конфликта интересов в деятельности работников органа оценки, в том числе путем внедрения специализированного программного обеспечения, позволяющего сопоставить информацию о родственниках работников с информацией о составе учредителей и органах управления контрагентов и конкурентов организации;
- совершенствование механизмов, позволяющих работникам органа оценки своевременно сообщить о замеченных ими случаях возможных коррупционных нарушений, в том числе о ситуациях, когда в предполагаемые коррупционные правонарушения вовлечены их руководители;
- регулярный мониторинг информации о возможных коррупционных правонарушениях, совершенных работниками органа оценки, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций в средствах массовой информации;
- совершенствование механизмов внутреннего контроля за исполнением работниками органа оценки своих обязанностей, с учетом вероятных способов обхода внедренных процедур контроля;
- совершенствование процедур внутреннего бухгалтерского и финансового контроля, в том числе процедур распределения и последующего использования средств на представительские расходы, на оплату услуг третьих лиц (консультантов, агентов, дистрибьюторов и т.п.), на благотворительные взносы и взносы на политические цели и т.д.
9.3. Информационные и образовательные мероприятия, в том числе:
- информирование контрагентов органа оценки и (или) местной администрации городского округа Нальчик о последствиях коррупционных правонарушений;
- размещение информации об ответственности за коррупционные правонарушения в здании местной администрации городского округа Нальчик и на официальном сайте местной администрации городского округа Нальчик;
- проведение методических совещаний, семинаров, "круглых столов" по вопросам противодействия коррупции, в особенности для работников органа оценки, замещающих должности, связанные с коррупционными рисками; повышение квалификации работников организации, ответственных за предупреждение коррупции, по вопросам управления коррупционными рисками.

10. Оформление, согласование и утверждение
результатов оценки коррупционных рисков
10.1. По результатам оценки коррупционных рисков для каждого рассмотренного направления деятельности (процесса) органа оценки секретарем рабочей группы в срок до 1 декабря текущего года составляется общий перечень выявленных коррупционных рисков. Соответствующая информация представляется в форме Реестра (карты) коррупционных рисков реестра (карты) коррупционных рисков органа оценки согласно приложению в„– 1 к настоящему Положению.10.2. В качестве пояснительных документов к реестру (карте) коррупционных рисков прикладываются отчет о проведении оценки коррупционных рисков, содержащий детальную информацию об использованных способах сбора необходимой информации, расчета основных показателей, обоснование предлагаемых мер по минимизации идентифицированных коррупционных рисков, а также отдельно - формализованные описания коррупционных рисков в каждой выявленной критической точке в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Положения.10.3. На основании результатов анализа коррупционных рисков секретарем рабочей группы в срок до 1 декабря текущего года формируется Перечень должностей в организации, замещение которых связано с коррупционными рисками (пункт 6.4).
10.4. На основании результатов оценки коррупционных рисков секретарем рабочей группы в срок до 1 декабря текущего года формируется проект Плана мероприятий по минимизации коррупционных рисков в организации в соответствии с приложением в„– 4 к настоящему Положению.
10.5. Проекты реестра (карты) коррупционных рисков и Перечня должностей в объекте контроля, замещение которых связано с коррупционными рисками, подлежат согласованию с административно-правовым управлением местной администрации городского округа Нальчик, а также с отраслевыми (функциональными) органами местной администрации городского округа Нальчик (в части, касающейся этого органа).
10.6. Секретарь рабочей группы направляет проекты, указанные в пункте 10.5 настоящего Положения, в административно-правовое управление местной администрации городского округа Нальчик, отраслевые (функциональные) органы местной администрации городского округа Нальчик (в части, касающейся этого органа) в срок до 10 декабря текущего года. Срок рассмотрения проектов для направления в рабочую группу замечаний, предложений и дополнительной информации в письменной форме составляет 5 рабочих дней со дня получения проектов на рассмотрение.
10.7. Проект реестра (карты) коррупционных рисков, Перечня должностей в органе оценки, замещение которых связано с коррупционными рисками, и Плана мероприятий по минимизации коррупционных рисков подлежит рассмотрению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации городского округа Нальчик и урегулированию конфликта интересов.
10.8. Секретарь рабочей группы в срок до 30 декабря текущего года представляет председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации городского округа Нальчик и урегулированию конфликта интересов проекты, указанные в пункте 10.5 настоящего Положения.
10.9. Председатель комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной администрации городского округа Нальчик и урегулированию конфликта интересов при поступлении к нему в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом местной администрации городского округа Нальчик, информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии, в 10-дневный срок со дня поступления указанной информации назначает дату заседания комиссии.
10.10. Копия протокола заседания комиссии в 7-дневный срок со дня заседания направляется главе местной администрации городского округа Нальчик.
10.11. Глава местной администрации городского округа Нальчик обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения об утверждении проектов, указанных в пункте 10.5 настоящего Положения. О рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении глава местной администрации городского округа Нальчик в письменной форме уведомляет комиссию, секретаря рабочей группы в течение 10 рабочих дней со дня поступления к нему протокола заседания комиссии.





Приложение в„– 1
к Положению
об оценке коррупционных рисков
в местной администрации
городского округа Нальчик

Таблица 1

Карта
коррупционных рисков органа оценки
по состоянию на ДД/ММ/ГГГГ
Направление деятельности (бизнес-процесс)
Критическая точка
Краткое описание возможной коррупционной схемы
Должность работника, деятельность которого связана с коррупционными рисками
Меры по минимизации рисков в критической точке
Реализуемые
Предлагаемые
1.
1.

1.



2.

2.







Приложение в„– 2
к Положению
об оценке коррупционных рисков
в местной администрации
городского округа Нальчик

Таблица 2

Критерии
по степени выраженности коррупциогенных факторов

Коррупциогенный
фактор
Описание фактора
Отсутствует или присутствует в незначительной степени (1 балл)
Присутствует в определенной степени (2 балла)
Присутствует в значительной степени (3 балла)
1. Возможность получения значительной выгоды
Хотя бы один работник, участие которого необходимо для реализации потенциальной коррупционной схемы, может получить от этого значительный доход
Суммарный доход хотя бы одного работника (разовый или регулярный от систематической реализации схемы) за календарный год < 20% от официального дохода работника за тот же период времени
Суммарный доход хотя бы одного работника (разовый или регулярный от систематической реализации схемы) за календарный год - от 20% до 50% от официального дохода работника за тот же период времени
Суммарный доход хотя бы одного работника (разовый или регулярный от систематической реализации схемы) за календарный год от > 50% от официального дохода работника за тот же период временив графе пятой нижеследующего пункта слова "и (или)" - лишние.
2. Простота потенциальной коррупционной схемы
При оценке фактора нужно учесть:
- общее количество участников потенциальной коррупционной схемы, необходимых для ее реализации;
- количество участников из одного структурного подразделения;
- количество участников, замещающих должности одного уровня, необходимость привлечения руководителей;
- необходимость привлечения внешних контрагентов, например, создание в целях реализации схемы юридических лиц
Для реализации схемы необходимо участие одного - двух работников, замещающих должности в одном подразделении или должности одного уровня.
Привлечение внешних контрагентов не требуется
Для реализации схемы необходимо участие двух - четырех работников, замещающих должности в различных подразделениях или должности разных уровней.
Привлечение внешних контрагентов не требуется или требуется, но связано лишь с незначительными затратами/усилиями/рисками
Для реализации схемы необходимо участие пяти и более участников, замещающих должности в различных структурных подразделениях, должности разного уровня. и (или)
Присутствует необходимость привлечения внешних контрагентов
3. Распространенность потенциальной коррупционной схемы
При оценке фактора нужно учесть:
- случаи выявления такой схемы в органах местного самоуправления;
- случаи выявления такой схемы в иных организациях, реализующих схожие процессы
Случаи совершения правонарушений по потенциальной коррупционной схеме неизвестны или известно лишь о неудачных попытках реализации потенциальной коррупционной схемы или известны лишь 1 - 2 случая успешной реализации потенциальной коррупционной схемы
Известны 3 - 10 случаев успешной реализации потенциальной коррупционной схемы
Случаи реализации потенциальной коррупционной схемы носят массовый характер (более 10 случаев)
4. Неэффективность внутреннего контроля
При оценке фактора нужно учесть ситуации:
- отсутствия регулярного контроля (контроль осуществляется лишь в форме эпизодических проверок, ревизий);
- отдельные этапы реализации функции не поддаются контролю, например, включают личный контакт работника с гражданами/организациями, требуют проведения выездных мероприятий, проводимых работником индивидуально;
- объективные трудности осуществления контроля в критической точке, например, необходимость обработки большого объема информации, необходимость наличия экспертных знаний и навыков;
- работник выполняет какие-либо функции и осуществляет контроль за их выполнением;
- отсутствуют эффективные каналы подачи жалоб на действия работника
Контроль в критической точке объективно возможен и регулярно (постоянно) осуществляется на практике. Для проведения контроля привлекаются работники, иным образом функционально не связанные с проверяемыми лицами. Эпизодический контроль с привлечением внешних контролирующих лиц также не выявляет каких-либо проблем
Контроль в критической точке возможен, но связан с некоторыми трудностями. Контроль может осуществляться периодически, но достаточно часто. Для проведения контроля привлекаются работники, иным образом функционально не связанные с проверяемыми лицами или имеющие лишь незначительные связи, не позволяющие оказывать влияние проверяемыми лицами на проверяющих
Контроль в критической точке невозможен или возможен, но связан со значительными трудностями. Для контроля привлекаются работники, на которых проверяемые лица могут оказывать влияние в рамках существующих функциональных отношений
5. Недостаточная регламентация процессов в критической точке
При оценке фактора нужно учесть:
- отсутствие четких критериев выбора одного из альтернативных решений;
- отсутствие четких критериев и ограничений при осуществлении функций в областях, требующих специальных технических знаний;
- отсутствие сроков выполнения действий в рамках реализации функции;
- открытый перечень документов, которые могут быть истребованы работником для выполнения действия от гражданина/организации
Процессы выполнения функции полностью регламентированы, определены все существенные вопросы (порядок осуществления, сроки, документы, варианты решений и основания для их выбора). Возникновение нестандартных ситуаций маловероятно
Процессы выполнения функции регламентированы, однако допускают некоторую неопределенность, например, в отдельных случаях сроки выполнения действия могут быть продлены, могут быть затребованы дополнительные документы, может потребоваться экспертная оценка для принятия решения
В значительной части случаев требуется рассмотрение ситуации и принятие решения на индивидуальной основе. Четкие критерии принятия решений отсутствуют, сроки выполнения действий варьируются в зависимости от обстоятельств





Приложение в„– 3
к Положению
об оценке коррупционных рисков
в местной администрации
городского округа Нальчик

Таблица 3

Матрица
оценки значимости коррупционных рисков


Вероятность реализации коррупционного риска
Высокая
Средняя
Низкая
Потенциальный вред
Значительный
Критический риск
Существенный риск
Незначительный риск
Средний
Существенный риск
Существенный риск
Незначительный риск
Незначительный
Незначительный риск
Незначительный риск
Незначительный риск





Приложение в„– 4
к Положению
об оценке коррупционных рисков
в местной администрации
городского округа Нальчик

Таблица 4

План
мероприятий по минимизации коррупционных
рисков на ____ год
Мероприятие по минимизации коррупционного риска
Направление деятельности (бизнес-процесс)
Критическая точка
Срок (периодичность) реализации
Ответственный за реализацию
Планируемый результат
1.
1.
1.


1.

2.
2.


2.


3.


3.


------------------------------------------------------------------