Приказ Минпросвещения КБР от 30.06.2023 N 22/670 "Об утверждении Концепции развития системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Кабардино-Балкарской Республике"



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ
от 30 июня 2023 г. в„– 22/670

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ,
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ
И МОЛОДЕЖИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В целях совершенствования системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей в Кабардино-Балкарской Республике, оценки региональных механизмов управления качеством образования в Кабардино-Балкарской Республике в 2023 году, в соответствии с Методическими рекомендациями по развитию механизмов управления качеством образования, утвержденными ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования" приказываю:
Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Кабардино-Балкарской Республике.

И.о. министра
А.БОРУКАЕВ





Утверждена
приказом
Министерства просвещения и науки
Кабардино-Балкарской Республики
от 30 июня 2023 г. в„– 22/670

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ
СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

I. Общие положения

1. Актуальность функционирования системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей в Кабардино-Балкарской Республике обусловлена необходимостью:
интенсивного развития человеческого капитала как главного ресурса социально-экономического развития республики, повышения ее имиджевой и инвестиционной привлекательности, наращивания научного, культурного промышленного потенциала Кабардино-Балкарской Республики;
решения стратегических задач национального проекта "Образование" по повышению качества образования, развития творческого потенциала личности;
совершенствования системы работы с одаренными детьми и молодежью в условиях экономического и культурного развития Кабардино-Балкарской Республики;
поиска и внедрения продуктивных форм сетевого взаимодействия интеграции ресурсов организаций, работающих с талантами, в рамках образовательного кластера Кабардино-Балкарской Республики, а также востребованностью мониторинга качества системы работы с талантами в целях ее совершенствования и развития.

II. Основные понятия Концепции

2. В Концепции используются следующие понятия:
1) одаренность - многомерное проявление человеческой индивидуальности, обусловленное природными задатками (наследственными особенностями), характеризующее потенциальные и актуальные достижения личности и претерпевающие развитие на протяжении всей жизни человека;
2) способности - формирующиеся на основе природных задатков индивидуальные особенности человека, определяющие его успешность в конкретных видах деятельности;
3) талант - проявление выдающихся способностей, высокого уровня одаренности человека, позволяющих достигать высоких результатов в определенном виде деятельности;
4) выявление способностей и талантов - комплексная процедура определения актуальных и потенциальных способностей, различных видов одаренности, включающая диагностические процедуры, анализ достижений обучающихся на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, результатов процедур независимой оценки качества образования;
5) поддержка способностей и талантов у детей - комплекс реализуемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мероприятий, обеспечивающих создание необходимых условий для развития одаренных детей, раскрытия их личностного потенциала;
6) развитие способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых мероприятий, направленных на развитие когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы личности с учетом ее индивидуальной одаренности в целях ее гармоничного развития и профессионального самоопределения;
7) региональная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей понимается как совокупность социальных институтов, осуществляющих деятельность по реализации целей государственной политики в работе с талантами с использованием механизма сетевого межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства;
8) кластер в организации системы по работе с талантливыми определяется как объединение организаций, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, по выстраиванию связей на добровольной взаимовыгодной основе с целью консолидации ресурсов по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей.

III. Состояние и проблемы системы выявления, поддержки
и развития способностей и талантов у детей
в Кабардино-Балкарской Республике

3. В системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей в Кабардино-Балкарской Республике сформировались основные структурно-функциональные компоненты (подсистемы). В контексте кластерного подхода, направленного на интеграцию ресурсов, система представлена организациями общего образования, реализующими основные общеобразовательные программы с углубленным изучением отдельных предметов, в которую входят 10 гимназий, 6 лицеев, 6 общеобразовательных организаций с углубленным изучением отдельных предметов, а также Лицей для одаренных детей, являющийся структурным подразделением ГБОУ "Детская академия творчества "Солнечный город".
4. Оптимальным механизмом развития современного образовательного пространства в Кабардино-Балкарской Республике, обеспечивающим доступность дополнительного образования детям, является интеграция общего и дополнительного образования.
С целью увеличения охвата детей дополнительным образованием и обеспечения его доступности для детей, проживающих в сельской местности, в республике действует модель, ориентированная на реализацию дополнительных общеобразовательных программ на базе организаций дополнительного образования, общеобразовательных организаций, учреждений культуры и спорта.
5. В системе образования Кабардино-Балкарской Республики функционируют 24 учреждения дополнительного образования детей, в том числе 21 муниципальное и 3 государственных.
Включение дополнительного образования детей в сферу реализации приоритетных проектов, разработанных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", дало значительный импульс развитию системы.
Расширился спектр реализуемых дополнительных общеобразовательных программ с использованием современного лабораторного оборудования и средств обучения, увеличился охват детей дополнительным образованием, в том числе занимающихся по программам технической и естественно-научной направленностей.
По данным АИС Навигатор по итогам 2022 года 71,7% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучаются по программам дополнительного образования, что на 2% больше планового показателя.
Программы дополнительного образования реализуются в 438 образовательных организациях различных типов. Образовательную деятельность в них осуществляют 1349 педагогов дополнительного образования.
В 2019 и 2022 годах в Кабардино-Балкарской Республике в 117 образовательных организациях созданы 31606 ученико-мест дополнительного образования различной направленности, в том числе в 2 коррекционных школах интернатах.
Создание новых мест дополнительного образования детей, оснащенных современным учебно-лабораторным оборудованием, позволило обеспечить доступность к качественному дополнительному образованию детям независимо от образовательных потребностей, социального положения и места проживания.
Современная образовательная среда способствует творческой, познавательной активности обучающихся, их профессиональному самоопределению, выявлению и раскрытию талантов и способностей.
6. Одним из приоритетных механизмов по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи является участие обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников (далее - ВсОШ), которая проводится в Кабардино-Балкарской Республике по 22 общеобразовательным предметам. Подготовка к участию во ВсОШ носит системный характер. Одной из возможностей достижения высоких образовательных результатов для обучающихся являются профильные смены, проводимые региональным центром выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки в Кабардино-Балкарской Республике "Антарес". В 2022 г. в 20 профильных сменах Центра прошли обучение 703 обучающихся. В 2021 - 2022 учебном году в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 11 обучающихся по 11 общеобразовательным предметам по итогам которого определен 1 призер по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности".
7. В целях ранней профилизации в сфере технических и инженерных кадров в Кабардино-Балкарской Республике функционирует Детский технопарк "Кванториум". В его структуре действуют два муниципальных филиала. Также на базе двух общеобразовательных организаций в 2021 и 2022 годах были открыты 2 школьных "Кванториума". На базе МБОУ "СОШ в„– 33" г.о. Нальчик открыт центр цифрового образования "IT-Куб".
8. Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей актуализирует работу образовательных организаций в Кабардино-Балкарской Республике по определению и реализации цели по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ). Образовательные стратегии в развитии одаренных обучающихся данной категории основываются на комплексом подходе к решению задач по созданию доступной образовательной среды, созданию ситуации успеха, развития личностного потенциала, применению педагогических технологий, способствующих развитию способностей и талантов и укреплению физического, эмоционально-психологического здоровья обучающихся с ОВЗ, проектированию программ выявления, поддержки и развития обучающихся с ОВЗ на основе индивидуальных особенностей развития их личности и продуктивного взаимодействия педагогов и родителей или лиц их замещающих. Работа с одаренными обучающимися с ОВЗ в Кабардино-Балкарской Республике строится в контексте принципов доступности и открытости, индивидуального и дифференцированного подходов, предполагающих создание условий физической доступности в оборудованной образовательной среде, обеспечение конструктивно-позитивного стиля отношений, использование адаптивных образовательных программ, специальных учебно-методических комплексов, обеспечение выбора в самоопределении.
9. В республике сложилась система, направленная на совершенствование профессионального мастерства педагогов по работе с талантливыми детьми, основанная на интеграции ресурсов развития механизмов сетевого взаимодействия и мониторинга уровня развития психолого-педагогических, предметно-методических и профессионально значимых качеств личности педагогов, необходимых в работе по выявлению, поддержке и развитию одаренных обучающихся. Соглашение, подписанное республикой в 2018 году с фондом "Талант и успех", предполагает использование ресурсов Образовательного центра "Сириус" для повышения профессионального мастерства педагогов по работе с талантливыми детьми.
10. Анализ результатов мониторинга по вопросам качества выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи в разрезе муниципальных систем работы с талантами, проведенного в 2021 - 2022 учебном году на территории Кабардино-Балкарской Республики по вопросам, выявил следующие проблемы в региональной системе работы с талантами:
трудности с организацией системной работы по выявлению детской одаренности в связи с недостаточно разработанной методологией организации процесса, владением педагогическими работниками комплексом современных форм и диагностических методик;
недостаточное использование потенциала сетевого взаимодействия в создании условий по поддержке одаренных обучающихся;
недостаточное внимание на муниципальном уровне к использованию результатов мониторинга для корректировки программ работы с обучающимися, проявляющими способности и таланты;
низкий процент охвата педагогических работников, участвующих в курсах повышения квалификации по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся;
трудности в выстраивании системной планомерной работы с обучающимися с ОВЗ, проявляющими выдающиеся способности, в связи с неподготовленностью педагогических кадров к работе с данной категорией школьников;
трудности внедрения в образовательный процесс индивидуальных учебных планов, углубленного изучения отдельных предметов в удаленных сельских малокомплектных образовательных организациях;
трудности в выстраивании поддержки и развития обучающихся с особыми образовательными потребностями;
затруднения в организации психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся в ряде муниципальных образований.

IV. Цели, задачи, направления развития системы выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей
и молодежи в Кабардино-Балкарской Республике

11. Целью Концепции является описание региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе у обучающихся с ОВЗ, в соответствии с их потребностями, посредством включения их в различные виды деятельности в рамках дополнительного образования на основе учета их потребностей, а также межведомственного, межуровневого взаимодействия и возможностей государственно-частного партнерства.
Достижение цели Концепции обеспечивается решением совокупности следующих задач:
1) развитие условий (организационные, методические, информационные):
для выявления потребностей в области дополнительного образования детей, обеспечения многообразия видов деятельности в соответствии с выявленными потребностями, в том числе у обучающихся с ОВЗ;
для развития способностей и талантов у детей и молодежи в соответствии с их потребностями в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, в том числе у обучающихся с ОВЗ;
для эффективной подготовки педагогических работников по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с целью непрерывного повышения их профессионального мастерства;
для осуществления государственно-частного партнерства;
для поддержки и стимулирования образовательных организаций, педагогов, работающих со способными и талантливыми детьми и молодежью, в том числе обучающимися с ОВЗ;
2) координация деятельности по реализации дополнительных образовательных программ, в том числе в сетевой форме, с целью увеличения охвата дополнительным образованием детей и молодежи, в том числе обучающихся с ОВЗ;
3) совершенствование условий для осуществления межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи на основе учета их потребностей, в том числе у обучающихся с ОВЗ, независимо от места жительства и социального положения (проведение проектных сессий, учебно-тренировочных сборов, образовательных интенсивов, семинаров, ориентированных на решение прикладных и практических задач в очной форме и с использованием дистанционных образовательных технологий).

V. Принципы и подходы к организации системы выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей
и молодежи

12. Организация системы работы с талантливыми детьми и молодежью в Кабардино-Балкарской Республике осуществляется в контексте следующих методологических подходов:
системно-деятельностный, обуславливающий связи между структурными элементами (подсистемами) системы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов детей, и молодежи;
личностно-ориентированный, определяющий приоритетность интересов потребностей, целей и ценностей развития личности детей и молодежи при организации работы с талантами;
гуманистический, ориентирующий на развитие потенциала личности в работе с талантливыми детьми и молодежью;
ресурсно-проектный, ориентирующий на проектирование и обеспечение условий для консолидации ресурсов всех субъектов региональной системы работы с талантами.
Основными принципами в контексте этих подходов к организации системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи являются:
приоритет интересов личности, учет возрастных особенностей в организации работы с талантами;
индивидуализация в осуществлении выявления поддержки, развития способностей и талантов у детей и молодежи;
преемственность и непрерывность в работе с талантливыми детьми и молодежью;
системность и технологизация в выявлении, поддержке и развитии способных и талантливых детей и молодежи;
использование потенциала внутриведомственного и межведомственного сетевого взаимодействия, образовательного кластера, ресурсов государственно-частного партнерства в развитии региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

VI. Механизмы формирования и развития системы выявления
поддержки и развития способностей и талантов у детей
и молодежи

13. Основными механизмами формирования и развития системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи являются:
стратегическое планирование работы с талантливыми детьми;
интеграция интеллектуальных, материально-технических, информационных, кадровых и других ресурсов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, потенциала образовательного кластера Кабардино-Балкарской Республики, государственно-частного партнерства в работе с талантливыми детьми;
создание и развитие единого информационно-аналитического, программно-методического пространства по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей Кабардино-Балкарской Республики;
осуществление мониторинга качества системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей как действенного механизма ее совершенствования.

VII. Управление реализацией Концепции

14. Управление реализацией Концепции осуществляется путем установления взаимодействия между Министерством просвещения и науки КБР и органами местного самоуправления, образовательными организациями по научно-методическому сопровождению выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в республике.

VIII. Мониторинг реализации Концепции

15. Мониторинг реализации настоящей Концепции (далее - Мониторинг) предполагает отслеживание эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Кабардино-Балкарской Республики.
Цель Мониторинга - получение и доведение до всех участников образовательных отношений объективной и достоверной информации о результатах работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в системе образования Кабардино-Балкарской Республики, позволяющей оценить уровень ее эффективности.
16. Мониторинг представляет собой совокупность процедур сбора, обработки и анализа информации об эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи на региональном и муниципальном уровнях, подготовки адресных рекомендаций, принятия мер и управленческих решений, анализа эффективности принятых мер.
17. Предмет Мониторинга - результативность деятельности субъектов системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Кабардино-Балкарской Республики по следующим направлениям:
развитие способностей обучающихся в соответствии с их потребностями;
организация работы с талантливыми детьми и молодежью.
18. Участники Мониторинга - общеобразовательные организации, образовательные организации дополнительного образования детей, органы управления образованием местных администраций муниципальных районов и городских округов республики.
19. По итогам проведения Мониторинга формируются региональные статистические отчеты, справки, которые отражают уровень эффективности деятельности всех участников реализации Концепции и содержат адресные рекомендации по совершенствованию деятельности в данном направлении.


------------------------------------------------------------------