Приказ Минпросвещения КБР от 26.06.2023 N 22/649 "О проведении мониторинга системы обеспечения профессионального развития педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике"



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ
от 26 июня 2023 г. в„– 22/649

О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В целях проведения мониторинга региональных механизмов управления качеством образования в Кабардино-Балкарской Республике в 2023 году в соответствии с Методическими рекомендациями по развитию механизмов управления качеством образования, утвержденными ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования", а также обеспечения качества профессионального развития педагогических работников приказываю:
1. Провести до 09.07.2023 мониторинг системы обеспечения профессионального развития педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике (далее - мониторинг).
2. Определить оператором проведения мониторинга государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР (далее - оператор проведения мониторинга).
3. Утвердить прилагаемые:
Положение о совершенствовании системы профессионального развития педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике;
перечень региональных показателей оценки системы обеспечения профессионального развития педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике.3. Оператору проведения мониторинга подготовить анализ системы обеспечения профессионального развития педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике по результатам мониторинга и адресные рекомендации.
4. Образовательным организациям, подведомственным Минпросвещения КБР, рекомендовать органам управления образованием местных администраций муниципальных районов и городских округов обеспечить участие педагогических работников в мониторинге.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра просвещения и науки КБР Мисостову Е.Н.

Министр
А.ЕЗАОВ





Утверждено
приказом
Министерства просвещения и науки
Кабардино-Балкарской Республики
от 26 июня 2023 г. в„– 22/649

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

I. Общие положения

1. Создание системы обеспечения профессионального развития педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике вызвано необходимостью повышения качества педагогической деятельности в условиях системных изменений в образовании Российской Федерации.
Актуальность совершенствования региональной системы профессионального развития педагогов определяется значимостью профессиональной педагогической деятельности в достижении приоритетных национальных задач и обеспечении повышения качества образования. Основными направлениями профессионального развития педагогов в республике являются: эффективное функционирование региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, организация персонифицированного повышения квалификации педагогических работников и сопровождение их непрерывного развития на основе выявленных профессиональных дефицитов, развитие системы наставничества в образовательных организациях республики и др.

II. Нормативные основания

2. Нормативными основаниями для создания системы обеспечения профессионального развития педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике являются:
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. в„– 203;распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. в„– Р-76 "Об утверждении Концепции создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. в„– Р-33 "Об утверждении Методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. в„– 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября 2013 г. в„– 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании";
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. в„– АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ");
постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 апреля 2020 г. в„– 86-ПП "Об утверждении государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. в„– 3273-р "Об утверждении Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24 апреля 2014 г. в„– 23-РЗ "Об образовании";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. в„– 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды";
Методические рекомендации по развитию механизмов управления качеством образования, утвержденные ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования".

III. Цели, задачи, направления развития системы обеспечения
профессионального развития педагогических работников
в Кабардино-Балкарской Республике

3. Настоящее Положение определяет основную цель, задачи и особенности организации мониторинга системы обеспечения профессионального развития педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике.
Целью является совершенствование системы обеспечения профессионального развития педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике.
Задачи:
выявление профессиональных дефицитов педагогических работников;
разработка и внедрение региональной системы стимулирования профессионального роста и совершенствования предметных компетенций педагогических работников;
разработка и внедрение эффективных механизмов по построению индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников;
совершенствование системы профилактики профессионального выгорания педагогов;
совершенствование системы научно-методического сопровождения педагогических работников;
совершенствование региональных механизмов выявления кадровых потребностей в образовательных организациях региона;
развитие кадрового потенциала в образовательных организациях;
создание эффективных механизмов по осуществлению профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности;
совершенствование региональной целевой модели наставничества педагогических работников, реализация программ наставничества, в том числе в рамках поддержки молодых педагогов;
развитие региональной модели повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации приоритетных задач федеральных программ;
развитие региональной модели цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников.
4. Обоснованность целей и задач заключается в совершенствовании региональных механизмов развития дополнительного профессионального образования в республике, решении проблем и противоречий региональной системы дополнительного профессионального образования:
совершенствование единого научно-методического сопровождения педагогических работников;
создание единого пространства совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников в свете внедрения обновленных ФГОС, цифровой образовательной среды, реализации проекта "Современная школа" и др.;
совершенствование муниципальных методических служб образования;
совершенствование системы мотивации к участию в инновационной деятельности;
совершенствование предметных компетенций педагогических работников;
совершенствование системы выявления кадровых потребностей в образовательных организациях региона;
создание системы поддержки молодых педагогов, в том числе создание эффективной системы развития кадрового потенциала в образовательных организациях;
обеспечение непрерывного профессионального развития педагогических работников в рамках организации повышения квалификации в свете реализации приоритетных федеральных программ.
5. Реалистичность достижения поставленных целей и задач заключается:
в изменившейся инфраструктуре и материально-техническом оснащении образовательных организаций в рамках реализации мероприятий национального проекта "Образование";
в трансформации подходов к организации научно-методического сопровождения педагогических работников на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, основанных на выработке единых принципов реализации программ повышения квалификации дополнительных профессиональных программ и реализация непрерывного адресного сопровождения их профессиональной деятельности на основе анализа результатов диагностики выявления профессиональных дефицитов.
Реалистичность целей и задач достигается также региональной системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
В системе обеспечения профессионального развития активно принимает участие региональный методический актив совместно с Центром:
в методическом сопровождении педагогов;
в оказании методической помощи молодым педагогам;
в разработке программ наставничества;
в реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
в работе с педагогами;
в прогнозировании и планировании повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников ОУ и др.

IV. Ожидаемые результаты

6. В результате проведенной работы достигнуты следующие результаты:
актуализированы региональные механизмы системного выявления профессиональных дефицитов педагогических работников;
внедрена региональная система стимулирования профессионального роста и совершенствования предметных компетенций педагогических работников;
создана система профилактики профессионального выгорания педагогов;
внедрены эффективные механизмы построения индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников;
созданы условия для осуществления профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности в различных форматах, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, внедрена региональная модель цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников;
реализованы региональные и муниципальные программы по вовлечению педагогических работников в экспертную деятельность;
реализованы региональные и муниципальные программы по выявлению и профилактике профессионального выгорания педагогических работников;
внедрена региональная модель непрерывного научно-методического сопровождения педагогических работников;
реализованы программы поддержки методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников, формирования методического актива;
внедрена целевая модель наставничества педагогических работников, реализованы программы поддержки молодых педагогов;
сформирована модель по организации сетевых форм взаимодействия педагогических работников;
реализованы региональные и муниципальные программы, направленные на выявление кадровых потребностей и развитие кадрового потенциала в образовательных организациях;
актуализирована региональная модель повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с современными условиями реализации приоритетных задач системы образования.

V. Структура субъектов системы обеспечения профессионального
развития педагогических работников

7. Субъектами системы обеспечения профессионального развития педагогических работников в республике являются:
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики;
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики;
ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов" Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики;
местные администрации муниципальных образований;
образовательные организации общего образования.

VI. Организация мониторинга показателей системы обеспечения
профессионального развития педагогических работников

8. Мониторинг показателей системы обеспечения профессионального развития педагогических работников разработан и реализуется в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации и др.
Мониторинг системы обеспечения профессионального развития педагогических работников является составной частью региональной системы оценки качества образования и предполагает получение объективной и достоверной информации о степени сформированности системы обеспечения профессионального развития педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике.

VII. Методы сбора и анализа информации

9. Мониторинг проводится ежегодно в сроки, устанавливаемые приказом Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики.
При проведении мониторинга используются следующие формы сбора информации:
формирование запроса в местные администрации муниципальных районов и городских округов;
сбор статистических и аналитических данных общеобразовательных организаций о результатах оценочных процедур;
отчет о самообследовании образовательной организации;
материалы по результатам аналитической деятельности, содержащие управленческие решения (приказы, письма, распоряжения, рекомендации, протоколы и другие материалы);
тестирование, анкетирование руководящих и педагогических работников.
По результатам мониторинга ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР готовит аналитические материалы и адресные рекомендации, направленные на выявление и устранение выявленных по показателям проблем для органов управления образованием местных администраций муниципальных районов и городских округов.
На основе результатов анализа данных, полученных в ходе мониторинга, принимаются меры и управленческие решения. Решения могут содержаться в приказах, распоряжениях, указаниях и других документах либо носить рекомендательный характер.

VIII. Методика расчета показателей
и репрезентативность выборки для измерения показателей

10. Расчет показателей производится в процентном или количественном выражении от общего числа обучающихся, либо всех, либо определенной возрастной категории, а также от общего числа образовательных организаций и муниципальных образований.
100-процентная выборка позволяет говорить о репрезентативности в измерении показателей.
Для сбора информации по показателям используются информационные системы.
В целях повышения эффективности процесса сбора информации используется информационная система Google, в которой создаются опросные формы для органов управления образованием местных администраций муниципальных районов и городских округов и образовательных организаций, подведомственных Минпросвещения КБР, и формируются сводные таблицы в формате Excel первичных данных для последующей обработки.





Утвержден
приказом
Министерства просвещения и науки
Кабардино-Балкарской Республики
от 26 июня 2023 г. в„– 22/649

ПЕРЕЧЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

N
п/п
Наименование критерия
Наименование показателя
Методика расчета показателя, выборка
Методы сбора информации
Использование информационных систем для сбора показателей
1.
Выявление профессиональных дефицитов педагогических работников
Доля педагогов, прошедших диагностику профессиональных дефицитов, от общего числа педагогов (по учебным предметам)
% от 100% педагогов
анализ сайтов, заполнение электронной формы
Google-форма, Excel-таблица
Доля педагогов по каждому из видов дефицитов (предметные, методические, психолого-педагогические, дефициты в области ИКТ, организационно-управленческие)
Google-форма, Excel-таблица
2.
Учет индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства педагогов на основе диагностики профессиональных дефицитов
Доля индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства педагогов на основе профессиональных дефицитов
100% педагогов с выявленными дефицитами
анализ сайтов, заполнение электронной формы
Google-форма, Excel-таблица
Доля педагогов, охваченных адресными программами повышения квалификации, разработанными на основе диагностики профессиональных дефицитов
% от 100% респондентов
Google-форма, Excel-таблица
3.
Обеспечение ЦНППМ кураторами индивидуальных маршрутов и тьюторами
Доля педагогических работников, получивших адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов
% от 100% педагогов, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты
анализ сайтов, заполнение электронной формы
Google-форма, Excel-таблица
Доля педагогических работников, обеспеченных персональным сопровождением в процессе повышения квалификации и педагогического мастерства при реализации индивидуальных образовательных маршрутов
Google-форма, Excel-таблица
4.
Выявление кадровых потребностей в образовательных организациях региона
Доля педагогических работников, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета
% от 100% педагогов
анализ сайтов, заполнение электронной формы
Google-форма, Excel-таблица
Обеспеченность образовательных организаций педагогическими и руководящими кадрами
Google-форма, Excel-таблица
Доля педагогических работников в общей численности педагогических работников, имеющих нагрузку более 36 часов
Google-форма, Excel-таблица
Доля образовательных организаций, в которых более 30% учителей преподают учебные предметы в соответствии с полученным образованием
Google-форма, Excel-таблица
5.
Осуществление профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности
Доля специалистов, прошедших программу профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности, от общего количества специалистов, прошедших различные программы переподготовки
% от 100% педагогов
анализ сайтов, заполнение электронной формы
Google-форма, Excel-таблица
6.
Поддержка молодых педагогов
Доля молодых педагогов, охваченных мероприятиями в рамках проектов по поддержке молодых педагогов, от общего числа молодых педагогов
% от 100% молодых педагогов
анализ сайтов, заполнение электронной формы
Google-форма, Excel-таблица
Реализация программ наставничества для молодых педагогов, доля педагогов, участвующих в программах наставничества от общего числа педагогов
% от 100% молодых педагогов
Google-форма, Excel-таблица
Доля педагогов, сопровождаемых педагогами-методистами, прошедшими региональный отбор
% от 100% педагогов
Google-форма, Excel-таблица
7.
Организация повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ
Доля педагогических работников, повысивших свою квалификацию (курсы повышения квалификации, стажировки, модули программ) в рамках реализации приоритетных федеральных программ:
% от 100% педагогов
анализ сайтов, заполнение электронной формы
Google-форма, Excel-таблица
по вопросам оценки качества образования в образовательной организации
Google-форма, Excel-таблица
по организации повышения квалификации педагогических работников школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
Google-форма, Excel-таблица
по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
Google-форма, Excel-таблица
по вопросам самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся
Google-форма, Excel-таблица
по организации повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации воспитания обучающихся
Google-форма, Excel-таблица
по вопросам повышения качества дошкольного образования

по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Google-форма, Excel-таблица
по вопросам введения обновленных ФГОС
Google-форма, Excel-таблица
по вопросам внедрения цифровой образовательной среды
Google-форма, Excel-таблица


------------------------------------------------------------------