Приказ Минпросвещения КБР от 23.05.2023 N 22/532 "О региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Кабардино-Балкарской Республике"



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ
от 23 мая 2023 г. в„– 22/532

О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

На основании распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. в„– Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года в„– Р-174" и в целях приведения в соответствие нормативных правовых актов о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Кабардино-Балкарской Республике с федеральными документами приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Кабардино-Балкарской Республике;
план мероприятий "дорожную карту" по функционированию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кабардино-Балкарской Республики на 2023 - 2024 годы (далее - "дорожная карта");
показатели эффективности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Кабардино-Балкарской Республике.
2. ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР организовать работу по реализации мероприятий "дорожной карты" и проведению мониторинга эффективности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Кабардино-Балкарской Республике.
3. Приказ Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от 19 июля 2021 г. в„– 22/677 "О создании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Кабардино-Балкарской Республике" признать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра просвещения и науки КБР Мисостову Е.Н.

Министр
А.ЕЗАОВ





Утверждено
приказом
Министерства просвещения и науки
Кабардино-Балкарской Республики
от 23 мая 2023 г. в„– 22/532

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников (далее - РСНМС), организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях развития кадрового потенциала системы образования Кабардино-Балкарской Республики, совершенствования процессов и достижения результатов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров системы образования Кабардино-Балкарской Республики.
2. Нормативная и правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения:
Федеральный закон от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
федеральный проект "Современная школа" национального проекта "Образование";
государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. в„– 1642;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. в„– 3273-р "Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 04.02.2021 в„– Р-33 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. в„– Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. в„– Р-174";
распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 октября 2018 г. в„– 652-рп "О комплексе мер по созданию Центра аккредитации и центров профмастерства в Кабардино-Балкарской Республике";
приказ Минпросвещения КБР от 25.06.2021 в„– 22/613 "О Региональном учебно-методическом объединении в системе общего образования Кабардино-Балкарской Республики".

II. Цель, задачи, подходы и принципы формирования
региональной системы научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров

3. Целью РСНМС является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
4. Задачи РСНМС:
выстраивание единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторское сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов, выявленных на базе ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР;
обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;
создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
5. Методологической основой создания РС НМС выступили следующие подходы:
системный подход, отражающий связи между субъектами научно-методической деятельности и их функциональными связями;
личностно ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника, а также управленческих кадров как субъектов непрерывного профессионального развития;
ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами субъектов научно-методической деятельности и индивидуальными образовательными маршрутами непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
6. Принципами формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров являются:
соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование", региональных проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
соответствие реализуемых в субъекте Российской Федерации мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;
консолидация ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках национального проекта "Образование", для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства;
активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
совместное планирование и принятие решений на региональном и муниципальном уровнях, то есть постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
взаимная ответственность и доверие, то есть принятие решений между методическими службами на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
координация и интеграция деятельности методических служб разных уровней.

III. Структура и субъекты региональной системы
научно-методического сопровождения педагогических работников
и управленческих кадров Кабардино-Балкарской Республики

7. Система научно-методического сопровождения в Кабардино-Балкарской Республике в настоящее время представлена структурными компонентами - взаимодействующими на правовой основе организациями, учреждениями и объединениями регионального, муниципального и институционального уровней, - которые обеспечивают преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
8. Структурный компонент регионального уровня РСНМС представляют субъекты:
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики, государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР, действующее на его базе Региональное учебно-методическое объединение в системе общего образования Кабардино-Балкарской Республики, муниципальные методические службы и/или муниципальные учебно-методические объединения, муниципальные методические объединения учителей-предметников и педагогических работников, школьные методические объединения (советы).
Кроме названных основных субъектов РС НМС, в систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на условиях сетевого взаимодействия с ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР подключаются ФБОУ ВО "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова", профессиональные образовательные организации, подведомственные Минпросвещения КБР и реализующие программы профессиональной подготовки педагогов, а также региональные ассоциации учителей русского языка и литературы и учителей кабардино-черкесского языка.
8.1. Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики выполняет следующие функции:
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей национального проекта "Образование";
разрабатывает и утверждает План мероприятий "дорожную карту" по функционированию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кабардино-Балкарской Республики (ежегодно);
обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между муниципальными органами управления образованием, Минпросвещения КБР и ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
осуществляет мониторинг эффективности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кабардино-Балкарской Республики (1 раз в полугодие);
обеспечивает финансирование региональной системы.
8.2. Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Министерства просвещения и науки КБР является центральным звеном системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров республики и единственным государственным учреждением дополнительного профессионального образования в республике.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Минпросвещения КБР (далее - Центр) реализует в своей деятельности следующие основные задачи:
реализует дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) по основным направлениям развития системы образования для всех категория педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает комплексное взаимодействие с Федеральным оператором;
обеспечивает формирование и заполнение регионального паспорта ДППО в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования (далее - цифровая экосистема ДПО);
определяет ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;
обеспечивает ведение реестра работников муниципальных методических служб;
обеспечивает обучение работников муниципальных методических служб (муниципальных тьюторов) в рамках трехстороннего соглашения;
формирует запрос на проведение научных (научно-практических) исследований и направляет его Федеральному оператору для дальнейшей передачи центрам научно-методического сопровождения;
организует процесс выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
организует разработку и внедрение различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
организует внедрение системы наставничества в образовательные организации республики, является региональным наставническим центром;
создает условия (кадровые, материально-технические, методические и иные) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
способствует тиражированию и внедрению в образовательный процесс лучших практик использования современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
обеспечивает тьюторское сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из федерального реестра);
осуществляет экспертную деятельность по всем основным направлениям развития системы образования, а также обеспечивает организацию вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
организует адресную методическую поддержку/консультирование/сопровождение педагогических работников и управленческих кадров, в том числе из школ с низкими результатами;
обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
осуществляет отбор стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает разработку ДПП в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных у педагогических работников дефицитов;
обеспечивает федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ (ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
предоставляет данные о реализуемых ДПП для формирования паспорта ДППО;
осуществляет анализ показателей эффективности функционирования РСНМС, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности функционирования РСНМС и предоставляет их в РОИВ;
организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников;
обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
обеспечивает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
В Центре из числа штатных сотрудников, а также лиц, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера и на иных условиях сотрудничества, формируется региональный методический актив. Основу регионального методического актива составляют лучшие педагоги высшей квалификационной категории, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. В состав методического актива региональных методистов включаются руководители методических объединений, советов, ведущие и старшие эксперты предметных комиссий ОГЭ, ЕГЭ, тьюторы, наставники, лидеры профессиональных сообществ и ассоциаций, педагоги, имеющие стабильно высокие результаты обучающихся.
Региональный методический актив осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
посткурсовое сопровождение программ ДПО;
реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;
выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
8.3. Региональное учебно-методическое объединение в системе общего образования Кабардино-Балкарской Республики (далее - РУМО) создано приказом Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от 04.08.2015 в„– 756 в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке примерных основных общеобразовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в обеспечении качества и развития содержания общего образования с учетом части 2 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с приказом Минпросвещения КБР от 25.06.2021 в„– 22/613 "О Региональном учебно-методическом объединении в системе общего образования Кабардино-Балкарской Республики" основными направлениями деятельности РУМО являются:
а) в части федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
подготовка предложений в Минпросвещения России по проектам федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
б) в части примерных основных общеобразовательных программ (далее - примерные программы):
участие в разработке примерных программ;
организация экспертизы и рассмотрение примерных программ;взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 12 статьи 12 Федерального закона, религиозными организациями (централизованными религиозными организациями) при проведении экспертизы примерных программ;
обеспечение научно-методического и учебно-методического сопровождения примерных программ;
в) в части концепций учебных предметов (предметных областей) (далее - концепции):
участие в рассмотрении концепций;
подготовка предложений в Минпросвещения России по внесению изменений в концепции;
обеспечение научно-методического сопровождения разработки и реализации концепций;
г) в части государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования:
анализ результатов мониторинга реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
участие в рассмотрении контрольно-измерительных материалов для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся;
д) в части профессионального совершенствования деятельности педагогических работников:
участие в рассмотрении программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по вопросам общего образования;
участие в разработке профессиональных стандартов.
9. Структурный компонент муниципального уровня РСНМС представляют субъекты:
Муниципальные методические службы и/или муниципальные учебно-методические объединения.
9.1. Муниципальные методические службы
Функции:
обеспечивают фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Минпросвещения КБР (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
предоставляют в Центру информацию о муниципальной системе ДПО для паспорта ДППО;
обеспечивают изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
координируют методическую работу и формирует методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций. Работники ММС проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе Центра.
Муниципальные учебно-методические объединения осуществляют взаимодействие с Региональным учебно-методическим объединением Кабардино-Балкарской Республики по следующим вопросам:
согласование МунУМО с РУМО кандидатур руководителей МунУМО и членов РУМО от муниципалитета;
согласование планов работы МунУМО с РУМО;
согласование отчетов о проделанной работе МунУМО с РУМО;
направление на экспертизу в РУМО учебно-методических разработок педагогов муниципального образования.
Муниципальные учебно-методические объединения и муниципальные методические службы осуществляют взаимодействие с Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в части:
взаимодействия по вопросам реализации и методического сопровождения мероприятий федеральных и региональных проектов и программ;
обеспечения функционирования муниципальных стажировочных площадок Центра;
участия в формировании муниципального запроса на реализацию дополнительных профессиональных программ.
Муниципальные учебно-методические объединения и муниципальные методические службы осуществляют взаимодействие с муниципальными методическими объединениями педагогов-предметников и школьными методическими объединениями в следующих направлениях:
курируют работу муниципальных предметных методических объединений координируют работу по взаимодействию муниципальных методических объединений по предметам и школьных предметных методических объединений.
Основными направлениями деятельности МунУМО и муниципальных методических служб являются:
1. Содействие развитию муниципальной системы образования.
2. Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных организаций, совершенствование муниципальной модели непрерывного образования педагогов.
3. Методическое сопровождение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
4. Совершенствование профессиональной компетенции педагогических работников муниципальных образовательных организаций через организацию работы муниципальных предметных методических объединений.
5. Организация и проведение работы по изучению актуального педагогического опыта работы творческих педагогов, обобщению и его распространению среди образовательных организаций муниципалитета и за его пределами.
6. Внедрение инновационных форм повышения профессиональных компетентностей и педагогического мастерства.
7. Организация методического сопровождения и работы по оказанию практической помощи молодым специалистам.
8. Создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей муниципальных образовательных организаций.
9. Создание информационно-методического пространства, способствующего развитию системы образования в образовательных организациях, организация аналитического, диагностического и экспертного обеспечения деятельности образовательных организаций.
10. Содействие созданию единого образовательного пространства в муниципалитете с выходом в информационные сети.
11. Оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных организаций.
12. Организация и проведение муниципальных конкурсов профессионального мастерства педагогов.
9.2. Муниципальные методические объединения педагогов:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
Основное содержание деятельности муниципальных методических объединений предметников заключается в:
изучении нормативной и методической документации по вопросам образования;
реализации образовательных стандартов нового поколения;
работе с одаренными детьми по достижению результатов в олимпиадном движении обучающихся;
развитии учительского потенциала, повышение профессионального мастерства и педагогического творчества учителей, участие в профессиональных конкурсах;
освоении нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы;
изучении и анализе состояния преподавания по предмету;
обобщении передового опыта учителей и внедрение его в практику работы;
организации взаимопосещений уроков по определенной тематике с последующим их самоанализом и анализом;
организации открытых уроков с целью ознакомления с методическими разработками по предмету;
проведении творческих отчетов о профессиональном самообразовании учителей, работе на курсах повышения квалификации;
обеспечении профессионального, культурного и творческого роста учителя.
10. Структурный компонент институционального уровня РСНМС представляют субъекты:
10.1. Методический (научно-методический) совет образовательной организации.
Функции:
обеспечивает взаимодействие с ММС и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
организует и сопровождает деятельность профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
проводит семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
10.2. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников.
Функции:
создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов; организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
10.3. "Пары" педагогов, объединенных на разных основаниях: по предметному принципу, "наставник - молодой специалист", "учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию" и др.
Функции:
осуществляют "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества.
11. Иные субъекты РС НМС
ФГБОУ ВО "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова", профессиональные образовательные организации, подведомственные Минпросвещения КБР и реализующие программы профессиональной подготовки педагогов, а также региональные ассоциации учителей русского языка и литературы и учителей кабардино-черкесского языка включаются в системы научно-методического сопровождения на условиях сетевого взаимодействия с ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" в части привлечения ресурсов данных организаций для реализации дополнительных профессиональных программ, проведения экспертизы образовательных программ, учебно-методических материалов и т.п., и экспертного участия в жюри профессиональных конкурсов педагогов республики.

IV. Основные направления и системообразующие
мероприятия в рамках функционирования РС НМС

12. Взаимодействие субъектов РС НМС, нацеленное на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществляется в рамках следующих основных направлений:
Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, включает:
стратегическое планирование и организацию ключевых процессов в рамках РС НМС;
координацию взаимодействия субъектов РС НМС регионального и муниципального уровней;
координацию взаимодействия субъектов РС НМС, деятельности региональных методистов;
оценку эффективности РС НМС.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 1 являются:
разработка дорожной карты РС НМС КБР на 2023 год;
подготовка проекта трехстороннего соглашения;
разработка и утверждение критериев и индикаторов эффективности РС НМС на региональном и муниципальном уровнях;
организация и проведение мониторингов эффективности РС НМС на региональном и муниципальном уровнях;
формирование и организация деятельности регионального методического актива.
13. Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Кабардино-Балкарской Республики, включает:
диагностику профессиональных компетенций;
проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства;
совершенствование качества образовательного контента программ ДПО, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр;
реализацию программ ДПО в том числе в форме стажировок;
внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
Системообразующие мероприятия Направления 2 на региональном уровне:
проведение диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
совершенствование качества образовательного контента программ ДПО, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр;
повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
организация стажировок, в том числе на базе образовательных организаций, в которых создана высокотехнологичная инфраструктура в рамках национального проекта "Образование": "Точки роста", "IT-куб", Кванториумы, Центр "Антарес";
внедрение системы наставничества педагогических работников до 35 лет в первые три года работы;
организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников через формы межкурсового сопровождения: семинары, мастер-классы, конференции и т.п.;
осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников.
14. Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования.
Системообразующие мероприятия Направления 3 на региональном уровне:
обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок, реестры наставников и т.п.);
информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов.

V. Основные механизмы формирования и функционирования
региональной системы научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров

15. Нормативные правовые документы, обеспечивающие формирование и функционирование РСНМС:
приказ Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики, утверждающий положение о формировании и функционировании РСНМС, включая: проведение мониторинга показателей эффективности функционирования РСНМС; комплекс мер ("дорожная карта мер") по формированию и функционированию РСНМС; назначение ответственного от РОИВ за контроль мероприятий по формированию и ведению паспорта ДППО; регламент сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования и управленческих кадров;
приказ Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики, утверждающий ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.
16. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета субъекта Российской Федерации на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в федеральном реестре программ ДПО и реализуемых Федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
17. Формирование и ведение паспорта ДППО.
18. Формирование кадрового состава РСНМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых Федеральным оператором.
19. Обеспечение федерального реестра дополнительных профессиональных педагогических программ (ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
20. Наделение ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в субъекте Российской Федерации ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта ДППО.
21. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО.
22. Использование цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования субъекта Российской Федерации.

VI. Механизмы взаимодействия субъектов региональной системы
научно-методического сопровождения педагогических работников
и управленческих кадров

23. Предметом взаимодействия субъектов РСНМС является:
разработка программ ДПО для включения в федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ (ФР ДПП);
создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
реализация сетевых программ ДПО;
реализация сетевых инновационных проектов;
разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
разработка концепций развития региональных (при необходимости муниципальных) систем образования.
24. Основные каналы взаимодействия субъектов РСНМС:
цифровая экосистема ДПО;
общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.

VII. Показатели эффективности функционирования региональной
системы научно-методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров

25. При разработке показателей эффективности функционирования РСНМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования субъектов Российской Федерации в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования системы РСНМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Кабардино-Балкарской Республики.
1. Показатели эффективности РС НМС в области управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
Разработан и реализуется комплекс мер (дорожная карта) по созданию и функционированию РС НМС на период до 2024 года (ежегодно, начиная с 2021 года).
Разработана с учетом социально-экономических условий КБР и реализуется вариативная система мониторинга РС НМС (ежегодно, начиная с 2023 года)
2. Показатели эффективности РС НМС в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Кабардино-Балкарской Республики:
Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР.
Доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов в ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР.
Доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в Федеральный реестр ДПП и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов в ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР (не менее 30% к концу 2024 года).
Доля управленческих команд образовательных организаций, принявших участие в повышении квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего числа управленческих команд).
3. Показатели эффективности РС НМС в области содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования:
Количество педагогических работников, закрепленных за одним региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек на 1 методиста)
Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы (к 2024 году - не менее 70%).
Доля программ ДППО, размещенных в Федеральном реестре ДПП, в общем количестве программ ДППО, реализуемых организацией дополнительного профессионального (педагогического) образования.
26. Методы сбора информации и инструменты оценки:
данные мониторинга;
данные официальной статистики;
данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
данные официального сайта Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики, ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР, муниципальных методических служб, образовательных организаций (иные информационные ресурсы Кабардино-Балкарской Республики);
изучение нормативных правовых документов РОИВ, ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР, муниципальных методических служб, образовательных организаций.
Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.





Утвержден
приказом
Министерства просвещения и науки
Кабардино-Балкарской Республики
от 23 мая 2023 г. в„– 22/532

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ "ДОРОЖНАЯ КАРТА" ПО ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ
РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2023 - 2024 ГОДЫ

N
п/п
Основные мероприятия и направления развития РС НМС
Сроки исполнения
Ответственные
Результат
1. Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
1.1.
Разработка дорожной карты РС НМС КБР на 2023 - 2024 годы
январь - февраль 2023 г.
ГБУ ДПО "ЦНППМ"
Разработана и утверждена актуализированная "дорожная карта"
1.2.
Подготовка проекта трехстороннего соглашения
апрель 2023 г.
Минпросвещения КБР, ГБУ ДПО "ЦНППМ", МОУО
Подготовлено и подписано трехстороннее соглашение
1.3.
Разработка и утверждение критериев и индикаторов эффективности РС НМС на региональном и муниципальном уровнях
февраль 2023 г.
Минпросвещения КБР, ГБУ ДПО "ЦНППМ"
Разработаны и утверждены критерии и индикаторы эффективности РС НМС на региональном и муниципальном уровнях
1.4.
Организация и проведение мониторингов эффективности РС НМС на региональном и муниципальном уровнях
апрель 2023 г.,
ноябрь 2023 г.,
апрель 2024 г.,
ноябрь 2024 г.
ГБУ ДПО "ЦНППМ"
Не реже одного раза в полгода проводится мониторинг эффективности РС НМС на региональном и муниципальном уровнях
1.5.
Формирование и организация деятельности регионального методического актива
март - май 2023 г.
ГБУ ДПО "ЦНППМ"
Организована деятельность регионального методического актива
2. Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Кабардино-Балкарской Республики
2.1.
Проведение диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров
в течение периода
ГБУ "ЦОКОПКиМПР", ГБУ ДПО "ЦНППМ"
Регулярное (не реже одного раза в полгода) проведение диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров
2.2.
Проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства с учетом выявленных профессиональных дефицитов
в течение периода
ГБУ ДПО "ЦНППМ"
Для 100% педагогических работников с выявленными профессиональными дефицитами разработаны индивидуальные образовательные маршруты
2.3.
Совершенствование качества образовательного контента программ ДПО, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр
в течение периода
ГБУ ДПО "ЦНППМ"
К концу 2024 года не менее 50% программ ДПО представлены к включению в Федеральный реестр
2.4.
Обеспечение тьюторского сопровождения реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из федерального реестра)
в течение периода
ГБУ ДПО "ЦНППМ"
Обеспечено тьюторского сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров со стороны методических работников ЦНППМ с учетом новейших программ ДПО (в том числе из федерального реестра)
2.5.
Повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов
в течение периода
ГБУ ДПО "ЦНППМ"
Не менее 30% педагогических работников к концу 2024 года освоили программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в Федеральный реестр ДПП и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов, не менее 40% управленческих команд приняли участие в повышении квалификации
2.6.
Вовлечение педагогов в экспертную деятельность
в течение периода
ГБУ ДПО "ЦНППМ"
В экспертную деятельность по всем основным направлениям развития системы образования вовлечены как сотрудники ЦНППМ, так педагоги, показывающие высокие результаты работы
2.7.
Организация стажировок, в том числе на базе образовательных организаций, в которых создана высокотехнологичная инфраструктура в рамках национального проекта "Образование": "Точки роста", "IT-куб", Кванториумы, Центр "Антарес"
в течение периода
ГБУ ДПО "ЦНППМ"
Создана региональная база стажировочных площадок, в том числе на базе образовательных организаций, в которых создана высокотехнологичная инфраструктура в рамках национального проекта "Образование". На базе площадок регулярно проводятся стажировочные занятия для слушателей курсов повышения квалификации (не менее одного выхода на площадку в течение курсов)
2.8.
Внедрение системы наставничества педагогических работников до 35 лет в первые три года работы
в течение периода
ГБУ ДПО "ЦНППМ"
К концу 2024 года не менее 70% педагогических работников со стажем работы не более 3 лет охвачены различными формами поддержки и сопровождения
2.9.
Организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников через формы посткурсового и межкурсового сопровождения: семинары, мастер-классы, конференции и т.п.
в течение периода
ГБУ ДПО "ЦНППМ"
Разработаны планы межкурсовых мероприятий и проводится на регулярной основе мероприятия для различных категорий педагогических работников и управленческих кадров, в том числе для педагогов с выявленными профессиональными дефицитами: семинары, мастер-классы, конференции и т.п.
2.10.
Осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников
в течение периода
ГБУ ДПО "ЦНППМ"
Разработаны и включены в курсовые мероприятия и межкурсовую работу тренинги для профилактики профессионального выгорания педагогических работников
3. Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования
3.1.
Обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми)
в течение периода
ГБУ ДПО "ЦНППМ"
Разработаны информационные страницы на сайте ГБУ ДПО "ЦНППМ" с методическими и информационными материалами по разным направлениям: функциональная грамотность, наставничество, введение обновленных ФГОС, "Точки роста" и др.
3.2.
Ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок, реестры наставников и т.п.)
в течение периода
ГБУ ДПО "ЦНППМ"
На сайте ГБУ ДПО "ЦНППМ" создана страница с банком успешных педагогических и управленческих практик
3.3.
Информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования
в течение периода
ГБУ ДПО "ЦНППМ"
Разработаны информационные страницы на сайте ГБУ ДПО "ЦНППМ" с методическими и информационными материалами по разным направлениям: функциональная грамотность, наставничество, введение обновленных ФГОС, "Точки роста" и др.
3.4.
Руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов
в течение периода
Минпросвещения КБР, ГБУ ДПО "ЦНППМ"
Создан региональный реестр инновационных площадок по реализации проектов. Организовано научно-методическое сопровождение деятельности инновационных площадок со стороны ГБУ ДПО "ЦНППМ"





Утверждены
приказом
Министерства просвещения и науки
Кабардино-Балкарской Республики
от 23 мая 2023 г. в„– 22/532

ПОКАЗАТЕЛИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
КАДРОВ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Критерии
Показатели
Единицы расчета
Средства сбора информации
Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
Разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию РС НМС на период до 2024 года
да/нет
Электронные формы и таблицы
Разработана с учетом социально-экономических условий КБР и реализуется вариативная система мониторинга РС НМС
да/нет
Электронные формы и таблицы
Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Кабардино-Балкарской Республики
Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР
% от общего числа педагогических работников и управленческих кадров
Электронные формы и таблицы
Доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов в ГБУ ДПО
"Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР
% от общего числа педагогических работников и управленческих кадров, у которых выявлены дефициты
Электронные формы и таблицы
Доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в Федеральный реестр ДПП и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов в ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР
% от общего числа педагогических работников и управленческих кадров
Электронные формы и таблицы
Доля управленческих команд образовательных организаций, принявших участие в повышении квалификации
% от общего числа управленческих команд
Электронные формы и таблицы
Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования
Количество педагогических работников, закрепленных за одним региональным методистом для осуществления методического сопровождения
человек
Электронные формы и таблицы
Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы
% от числа педагогов в возрасте до 35 лет
Электронные формы и таблицы
Доля программ ДППО, размещенных в Федеральном реестре ДПП, в общем количестве программ ДППО, реализуемых организацией дополнительного профессионального (педагогического) образования
% от общего числа программ ДПО, реализуемых учреждениями ДПО
Электронные формы и таблицы


------------------------------------------------------------------