По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Приказ Минздрава КБР N 150-П, Минпросвещения КБР N 22/460 от 28.04.2023 "Об утверждении Программы профилактики стоматологических заболеваний у детей дошкольного и школьного возраста в детских образовательных организациях Кабардино-Балкарской Республики"
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
в„– 150-П
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
в„– 22/460
ПРИКАЗ
от 28 апреля 2023 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В целях совершенствования оказания стоматологической помощи детскому населению Кабардино-Балкарской Республики, снижения уровня стоматологической заболеваемости у детей приказываем:
1. Утвердить:
1.1. Программу профилактики стоматологических заболеваний у детей дошкольного и школьного возраста в детских образовательных организациях Кабардино-Балкарской Республики (далее - Программа профилактики) (приложение в„– 1);
1.2. Форму Анкеты для родителей (приложение в„– 2);
1.3. Форму Анкеты для детей (приложение в„– 3);
1.4. Карту стоматологического обследования (приложение в„– 4):
1.5. Формы отчетов о проделанной работе по модулям (приложение в„– 5).
2. Руководителям стоматологических поликлиник и медицинских организаций, имеющих в своей структуре стоматологические подразделения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по профилю "стоматология", подведомственным Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики:
2.1. приказом по медицинской организации назначить ответственное лицо за реализацию этапов Программы профилактики в детских образовательных организациях, расположенных на территории обслуживания медицинской организации;
2.2. составить график проведения осмотров детей дошкольного и школьного возраста в детских образовательных организациях в срок до 15 августа 2023 года и согласовать с заместителем главного врача по детству ГБУЗ "Республиканский стоматологический центр им Т.Х. Тхазаплижева" Минздрава КБР (далее - ГБУЗ "РСЦ" Минздрава КБР);
2.3. обеспечить реализацию Программы в соответствии с приложением в„– 1 к настоящему приказу, с заполнением карты стоматологического обследования детей в соответствии с приложением в„– 4 перед началом реализации программы профилактики, и в промежуточные сроки оценки эффективности Программы профилактики;
2.4. организовать проведение обучающих семинаров для сотрудников образовательных организаций по профилактике стоматологических заболеваний у детей;
2.5. обеспечить предоставление ежеквартальных отчетов по проведенным мероприятиям в ГБУЗ "РСЦ" Минздрава КБР в соответствии с приложением в„– 5 в срок до 5 числа каждого месяца, следующего за отчетным.
3. Руководителю ГБУЗ "РСЦ" Минздрава КБР:
3.1. приказом по медицинской организации назначить ответственное лицо за реализацию этапов Программы профилактики в детских образовательных организациях Кабардино-Балкарской Республики;
3.2. обеспечить методическое сопровождение на всех этапах реализации Программы профилактики;
3.3. обеспечить контроль за предоставлением ежеквартальных отчетов медицинскими организациями, участвующими в реализации Программы профилактики;
3.4. разработать информационные материалы по профилактике стоматологических заболеваний у детей для проведения обучающих семинаров среди сотрудников образовательных организаций;
3.5. обеспечить предоставление сводных промежуточных результатов оценки эффективности Программы профилактики в отдел организации медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава КБР в срок до 15 июня 2025 года и 15 июня 2027 года, окончательные результаты предоставить в срок до 15 августа 2028 года.
4. Руководителям образовательных организаций:
4.1. обеспечить сбор информированного добровольного согласия на оказание медицинских услуг, заполнение анкет для родителей и анкет для детей (9 - 16 лет), необходимых для реализации Программы профилактики в сроки по согласованию с ответственными лицами медицинских организаций, осуществляющих мероприятия Программы профилактики;
4.2. обеспечить содействие работников детских образовательных организаций (воспитателей, учителей и др.) в реализации Программы профилактики совместно с персоналом медицинских организаций, осуществляющих мероприятия Программы профилактики;
4.3. обеспечить контроль за проведением гигиенической чистки зубов после приема пищи в образовательных организациях, в приоритетном порядке детям в возрасте от 3 до 10 лет.
4.4. принять меры по профилактике и устранению вредных привычек у детей, приводящих к аномалиям зубочелюстной системы.
5. Персональную ответственность за исполнение настоящего приказа возложить на руководителей медицинских организаций и образовательных организаций.
6. Отделу информационных технологий и связи Минздрава КБР обеспечить публикацию данного приказа на официальном сайте Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики.
7. Отделу государственной службы, кадров и делопроизводства Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики настоящий приказ довести до сведения заинтересованных.
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики Т.В. Аникушину и заместителя министра просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики Е.Н. Мисостову.
Министр
Р.КАЛИБАТОВ
Министр
А.ЕЗАОВ
Приложение в„– 1
к приказу
Министерства здравоохранения
Кабардино-Балкарской Республики
в„– 150-п,
Министерства просвещения,
науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
в„– 22/460
от 28 апреля 2023 года
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Приоритетом государственной политики Российской Федерации является сохранение и укрепление здоровья населения, особенно детей на основе формирования здорового образа жизни.
Одной из актуальных проблем общественного здравоохранения остается высокая заболеваемость детского населения. Среди стоматологических заболеваний ведущее место занимают кариес и заболевания пародонта. С целью профилактики основных стоматологических заболеваний целесообразно активное проведение программ профилактики, направленных на стоматологическое просвещение и санитарно-гигиеническое воспитание дошкольников и школьников с тем, чтобы с раннего возраста привить навыки и знания по уходу за полостью рта.
Современное развитие детской стоматологической службы видится в свете решения основных задач, стоящих перед российским здравоохранением:
- Развитие профилактической направленности здравоохранения.
- Развитие первичной медико-санитарной помощи.
Этим принципам в полной мере соответствует школьная стоматология.
Предлагаемая лечебно-профилактическая программа представляет рабочую модель оказания лечебно-профилактической стоматологической помощи детям и подросткам в рамках первичной медико-санитарной помощи.
Школьный стоматологический кабинет - это первичное стоматологическое звено, обеспечивающее необходимый профилактический и первичный лечебный уровень стоматологической помощи детскому населению.
Групповые программы профилактики являются эффективным, наиболее доступным и экономически выгодным средством профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта. Реализация профилактических программ наиболее обоснована в организованных детских коллективах. В системе детских образовательных учреждений должны быть задействованы не только дети, но и родители, воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя в школах, так как именно они формируют мотивацию к гигиеническому обучению, контролируют ежедневную чистку зубов и участвуют в воспитании здоровых привычек.
В связи с этим предлагается Программа профилактики наиболее распространенных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезней пародонта) среди детей 5 - 17 лет в ДДУ и школах Кабардино-Балкарской Республики.
Для практической реализации Программы профилактики не требуются дополнительные штаты врачей-стоматологов. В осуществлении программы участвуют врачи-стоматологи детские, зубные врачи, врачи-ординаторы, воспитатели ДДУ, учителя в школах и родители.
Предусмотрены объективные оценочные критерии для мониторинга эффективности Программы профилактики. Данные стоматологического статуса населения будут сравниваться с исходным состоянием и с задачами Программы.
Обоснование Программы
Ситуационный анализ стоматологической заболеваемости у детей 5 - 15 лет Кабардино-Балкарской Республики.
Содержание фторидов в питьевой воде в г.о. Нальчик (2008 г.) ниже нормы - 0,23 - 0,41 мг/л (норма - 1 мг/л), что повышает риск развития кариеса. Целью ситуационного анализа явилось выявление основных показателей стоматологического статуса у школьников в ключевых возрастных группах 12 и 15 лет.
Таким образом, распространенность кариеса временных зубов у детей 6 лет составляет 64%, распространенность кариеса постоянных зубов у детей 12 лет составляет 76%, у детей 15 лет - 83%.
Интенсивность кариеса временных зубов у детей 6 лет составляет 4,7 зуба на 1 ребенка, интенсивность кариеса постоянных зубов у детей 12 лет - 2,96 зуба, а у детей 15 лет - 4,64 зуба, что соответствует высокому уровню интенсивности (по ВОЗ). Согласно целям ВОЗ показатель КПУ (кариес+ пломба+ удаленные) в возрасте 12 лет должен составлять 1,5 зуба, в 15 лет - 2,3 зуба.
При планировании уровня оказания стоматологической помощи детям целесообразно ориентироваться на критерии ВОЗ (ВОЗ: HVR AMD ORH, 1999): процент здоровых (без кариеса) 12-летних детей должен составить 50%, средняя интенсивность кариеса постоянных зубов не должна превышать - 1,5 зуба.
С целью достижения к 2028 году рекомендуемых показателей стоматологического здоровья детского населения необходимо провести оптимизацию профилактической работы детской стоматологической службы.
В сложившихся новых экономических условиях назрела необходимость разработать адаптированную программу профилактики с использованием современных, доступных и эффективных методов. Необходимо также приоритетное финансирование первичной профилактики стоматологических заболеваний и переориентация всей системы стоматологической помощи детскому населению на профилактическое направление.
Предложенная программа первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у детей дополняет Типовую модель программы "Детская стоматология" (Письмо Минздрава РФ от 09.02.2004 в„– 2510/1094-04-32) и ее практическая реализация возможна без изменений функциональных обязанностей врачей-стоматологов и штатных нормативов персонала стоматологического профиля.
Цели программы
- Повышение уровня стоматологического просвещения дошкольников, школьников, родителей и воспитателей, учителей детских образовательных учреждений.
- Улучшение гигиенического состояния полости рта детей.
- Снижение интенсивности и распространенности кариеса и его осложнений.
- Увеличение численности группы детей, не имеющих кариеса.
- Снижение распространенности и степени тяжести заболеваний пародонта.
Задачи программы
1. Повышение уровня стоматологического просвещения дошкольников и школьников.
2. Уменьшение интенсивности и распространенности кариеса и его осложнений (редукция кариеса постоянных зубов у детей 12-летнего возраста - не менее 60%, уменьшение интенсивности и распространенности осложнений кариеса постоянных зубов на 80%).
3. Увеличение численности группы детей, не имеющих кариеса.
4. Редукция индекса гигиены на 50%.
5. Снижение распространенности и степени тяжести заболеваний пародонта, редукция интенсивности заболеваний пародонта на 50%.
6. Снижение распространенности зубочелюстных аномалий.
Этапы программы
Программа профилактики будет внедряться в 3 этапа:
- I этап - апрель 2023 г. - май 2023 г.
- II этап - сентябрь 2023 г. - июнь 2028 г.
- III этап - июль - декабрь 2028 г.
Каждому этапу внедрения соответствуют свои задачи.
Задачи I этапа:
- согласование проведения программы с Министерством здравоохранения КБР, Министерством просвещения и науки КБР;
- разработка и утверждение программы;
- создание методического обеспечения для лиц, участвующих в программе;
- разработка и тиражирование научно-методической литературы по профилактике стоматологических заболеваний для детей, родителей, воспитателей;
- подготовка кадров для реализации программы;
- разработка учетно-отчетной документации.
Задачи II этапа:
- изучение исходного уровня санитарной грамотности по вопросам стоматологического просвещения среди детей, родителей, воспитателей, учителей;
- организация и проведение работы по стоматологическому просвещению для детей в возрасте 5 - 17 лет, посещающих детские образовательные учреждения КБР;
- организация и проведение научно-практических конференций, семинаров для воспитателей ДДУ, заведующих ДДУ, учителей детских образовательных учреждений, родителей;
- организация и проведение у школьников младших классов 2 раза в год комплекса профилактических мероприятий, включающих профессиональную гигиену, местную фторидпрофилактику, реминерализирующую терапию, герметизацию фиссур первых постоянных моляров, применение витаминно-минерального комплекса;
- организация и проведение у школьников старшего возраста 1 раз в год комплекса профилактических мероприятий, включающих профессиональную гигиену, местную фторидпрофилактику, реминерализирующую терапию, герметизацию фиссур вторых постоянных моляров, применение витаминно-минерального комплекса:
1 сентябрь 2023 г. - июнь 2024 г. - учащиеся 1-х и 5-х классов;
2 сентябрь 2024 г. - июнь 2025 г. - учащиеся 1 - 2-х классов, а также 5 - 6-х классов;
3 сентябрь 2025 г. - июнь 2026 г. - учащиеся 1 - 3-х и 5 - 7-х классов;
4 сентябрь 2026 г. - июнь 2027 г. - учащиеся 1 - 4-х и 5 - 8-х классов;
5 сентябрь 2027 г. - июнь 2028 г. - учащиеся 1 - 4-х и 5 - 9-х классов;
- ведение учетно-отчетной документации.
Задачи III этапа:
- подведение итогов реализации программы.
Содержание программы
КОНЦЕПЦИЯ
Реализация мероприятий профилактики стоматологических заболеваний у детей, направленной на стоматологическое просвещение дошкольников и школьников в возрасте 5 - 17 лет и их родителей (I модуль).
Модуль I. Составляющие лечебно-профилактической программы
для детей 5 - 7 лет в детских дошкольных учреждениях
Манипуляция
Кратность
Стоматологическое просвещение школьников
1 урок в год
Длительность реализации - 5 лет.
Реализация мероприятий групповой профилактики стоматологических заболеваний у школьников в возрасте 6 - 17 лет, а также индивидуализированной профилактики (герметизация фиссур) у школьников 1 - 5-х классов в возрасте 6 - 12 лет (11 модуль) и 5 - 11-х классов в возрасте 12 - 17 лет (111 модуль).
Модуль II. Составляющие лечебно-профилактической
программы для детей 6 - 2 лет
Манипуляция
Кратность
Комплексное первичное обследование школьника с регистрацией состояния органов полости рта в учетной документации, выявление соматической патологии (группы здоровья)
Ежегодно
Стоматологическое просвещение школьников
2 урока в год
Проведение профессиональной гигиены полости рта
2 раза в год
Местное применение фторидов и реминерализирующих препаратов
2 раза в год
Герметизация фиссур первых и вторых постоянных моляров
Сразу после прорезывания
Лечение кариеса постоянных зубов; оказание неотложной стоматологической помощи
По обращаемости
Длительность реализации - 5 лет.
Модуль III. Составляющие лечебно-профилактической программы
для детей 12 - 17 лет
Манипуляция
Кратность
Комплексное первичное обследование школьника с регистрацией состояния органов полости рта в учетной документации, выявление соматической патологии (группы здоровья)
Ежегодно
Стоматологическое просвещение школьников
1 урок в год
Проведение профессиональной гигиены полости рта
1 раза в год
Местное применение фторидов и реминерализирующих препаратов
1 раза в год
Герметизация вторых постоянных моляров
Сразу после прорезывания
Лечение кариеса постоянных зубов; оказание неотложной стоматологической помощи
По обращаемости
Длительность реализации - 5 лет.
В детских образовательных учреждениях планируется реализация мероприятий групповой и индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний, выдача раздаточного материала и средств гигиены полости рта.
Программа включает проведение одного вида активности (игрового сеанса) для дошкольников и урока гигиены для школьников, направленных на формирование мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию по вопросам стоматологического просвещения, включающее сочетание различных методов и форм учебно-воспитательной и просветительской работы. Будут учтены психологические особенности каждой возрастной группы, обучение планируется построить в форме игры с элементами сказкотерапии и наглядными материалами для усиления и закрепления эффекта. Для детей будет адаптирована терминология, учитывая словарный запас каждой возрастной группы.
Планируется раздача наглядного материала (памяток, плакатов, буклетов, календарей) по формированию гигиенических навыков для детей, родителей, воспитателей ДДУ, учителей по профилактике стоматологических заболеваний.
Кроме проведения видов активности с детьми, будут проведены научно-практические конференции, семинары для воспитателей, заведующих ДДУ, учителей, родителей, направленные на повышение стоматологического просвещения и увеличение мотивации по контролю за соблюдением детьми санитарно-гигиенических правил.
Участники программы
Персонал, участвующий в программе
В программе участвуют врачи-стоматологи детские, зубные врачи, медицинские сестры школьных стоматологических кабинетов, воспитатели ДДУ, учителя детских образовательных учреждений республики.
ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" (далее - МГМСУ им. А И. Евдокимова) в лице ректора, академика РАН, д.м.н., профессора Янушевича О.О., заведующей кафедрой детской стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова профессора Кисельниковой Л.П. участвуют в разработке программы, осуществляют методическое обеспечение, и совместно с ГБУЗ "РСЦ им. Т.Х. Тхазаплижева" участвуют в реализации данной программы.
Врач-стоматолог (детский) - руководитель программы осуществляет руководство программой, оценку эффективности программы. Взаимодействует с участковой педиатрической службой по вопросам согласования проводимых мероприятий.
Врач-стоматолог детский, зубной врач осуществляет плановую санацию полости рта у детей (лечение кариеса в условиях детского стоматологического отделения поликлиник, школьного стоматологического кабинета, стоматологических кабинетов амбулаторий), инвазивную и неинвазивную герметизацию фиссур, оказывают неотложную стоматологическую помощь.
Осуществляет комплексные профилактические мероприятия: стоматологическое просвещение детей и их родителей, обучение правилам ухода за полостью рта, профессиональную гигиену полости рта, местное применение фторидсодержащих препаратов и реминерализирующих растворов, проводит герметизацию фиссур.
Оценивает эффективность профилактической и лечебной работы.
Взаимодействует с учителями школ и воспитателями ДДУ по вопросам организации и содержания уроков здоровья. Обучает учителей и воспитателей методам профилактики кариеса зубов и болезней пародонта. Организует обучение работников детских учреждений, медицинского нестоматологического персонала методике проведения гигиенических процедур.
Работает с родителями. В ДДУ и школах врач-стоматолог, зубной врач совместно с медицинской сестрой стоматологического кабинета школы участвует в родительских собраниях, уведомляет родителей о проведении программы. Налаживает режим питания и гигиены полости рта. Проводят эпидемиологическое обследование детей.
Работники детских учреждений (воспитатели, учителя ДОУ) следят за рационом питания детей (ограничение употребления сладких продуктов), принимают меры по профилактике и устранению вредных привычек у детей.
Непременным условием эффективности любой программы профилактики является участие в ней родителей, которых следует обучить, чтобы они могли контролировать ежедневную чистку зубов у детей и участвовать в воспитании у них здоровых привычек.
Материально-техническое обеспечение программы
Для обеспечения работы программы необходимы:
1) помещения: стоматологические кабинеты, кабинеты гигиены и профилактики, оснащенные стоматологическими установками, инструментарием и расходными материалами для проведения профилактических мероприятий;
2) медикаменты и материалы: средства для местной фторидпрофилактики, реминерализирующие препараты, герметики, средства для проведения профессиональной чистки зубов;
3) средства гигиены полости рта - зубные щетки, зубные пасты и другие средства и предметы индивидуальной гигиены полости рта;
4) информационные материалы - памятки, буклеты, брошюры, плакаты по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.
Источники финансирования
Средства ОМС на стоматологическую лечебно-профилактическую помощь детскому населению, спонсорская помощь фирм-производителей стоматологической продукции и средств гигиены полости рта.
Оценка эффективности программы
Медицинская эффективность
Оценка эффективности программы будет осуществляться через 5 лет после ее реализации на основании:
- анкетирования детей, родителей, воспитателей по уровню стоматологического просвещения;
- динамики гигиенического индекса;
- динамики распространенности и интенсивности кариеса и заболеваний пародонта согласно критериям ВОЗ;
- увеличение числа детей с интактными зубами и не имеющих признаков поражения тканей пародонта.
Критерии, отражающие эффективность работы школьного стоматологического кабинета:
1. Количественные показатели:
- увеличение охвата школьников профилактическими осмотрами (%);
- улучшение санитарной грамотности в вопросах стоматологического просвещения дошкольников и школьников (увеличение количества правильных ответов на вопросы анкет (%);
- снижение количества детей с неудовлетворительным уровнем гигиены полости рта (%), снижение значения гигиенического индекса (баллы);
- уменьшение потребности детей в санации полости рта (%);
- увеличение количества оздоровленных детей (здоровые, ранее санированы, санированы, (%);
- повышение количества детей с санированной полостью рта от числа нуждающихся в лечении (%).
2. Качественные показатели:
- увеличение числа детей с интактными зубами, снижение распространенности кариеса (%);
- снижение интенсивности КПУ;
- увеличение доли пломбированных зубов (П) в структуре КПУ (%);
- уменьшение количества кариозных и удаленных зубов (К и У на 1 обследованного);
- снижение осложнений кариеса зубов (в расчете на 1000 обследованных в год);
- сокращение числа удалений постоянных зубов (в расчете на 1000 обследованных в год);
- снижение распространенности заболеваний пародонта (%);
- уменьшение количества секстантов пародонта, имеющих признаки поражения (на 1 обследованного);
- снижение распространенности зубочелюстных аномалий (%);
- увеличение показателя уровня стоматологической помощи (%). Первичная оценка эффективности программы.
- Издание методической и просветительной литературы (выполнение плана).
- Охват (в %) детей по возрастным группам.
- Количество детей, посещающих ДОУ и участвующих в программе.
Промежуточная оценка эффективности программы.
- Улучшение знаний по профилактике стоматологических заболеваний.
- Улучшение гигиены полости рта.
- Увеличение процента детей, практикующего здоровый образ жизни (гигиена полости рта, режим питания).
Окончательная оценка эффективности программы
Достижение поставленных в программе задач через 5 лет.
Социальная эффективность
Социальная эффективность заключается в устранении неравенства в доступе детей к квалифицированной помощи, что особенно важно для детей из малообеспеченных, социально неблагополучных семей, для детей-мигрантов. Школьная стоматология служит инструментом социальной защиты населения, так как позволяет оказать государственную поддержку семьям и улучшить качество жизни населения.
Экономическая эффективность
Зависит от объема планируемых профилактических мероприятий, индивидуальна для каждого региона. По опыту зарубежных стран, широкое внедрение профилактики позволяет сократить затраты на лечение стоматологических заболеваний в 5 - 6 раз.
Обеспечение детской стоматологической службы оборудованием, инструментарием, материалами позволяет с максимальной эффективностью решить важную социально-медицинскую задачу - сохранить здоровье детей, поскольку общеизвестна связь массовых стоматологических заболеваний с общим состоянием ребенка. Максимально устранить страдание детей, связанное с острой зубной болью и необходимостью хирургического вмешательства, в том числе и стационарного. Резко снизить уровень психологических переживаний и страданий детей, обусловленных отсутствием у них болевых ощущений в результате активного проведения профилактических мероприятий. При выполнении профилактики основных заболеваний полости рта с использованием материалов и технологий, предусмотренных Программой во второй и последующие годы следует ожидать также прямой и опосредованный экономический эффект.
Стоимость профилактической помощи в 8 - 16 раз ниже, чем лечение стоматологических заболеваний.
Прямая экономия будет обусловлена за счет:
1) современной технологии профилактики кариеса с применением герметиков, реминерализирующих и фторидсодержащих препаратов на 2-й год следует ожидать сокращение ежегодного прироста кариозных полостей на 50% по сравнению с фоновой величиной;
2) стабилизации поверхностного кариеса от реминерализирующей терапии можно ожидать сокращение случаев среднего кариеса минимум на 30% от числа вновь образующихся кариозных полостей.
В целом, уже после первого года реализации Программы на каждую 1000 детей снижается потребность в лечении 1300 - 1400 зубов, то есть общая потребность в материалах в течение второго года реализации Программы сократится не менее, чем на 30%. К концу второго года реализации Программы потребность в лечении сократится, в целом, еще на 20%.
Таким образом, только прямой экономический эффект от сокращения потребности в материально-технических средствах составит 50% по сравнению с начальным периодом.
Кроме того, при реализации Программы следует рассчитывать на косвенный экономический эффект, который заключается в следующем:
1. Повышение общего уровня здоровья детей, снижение затрат учебного времени детей на лечение стоматологических заболеваний.
2. Сокращение прямых трудопотерь родителей на сопровождение детей в лечебные стоматологические учреждения (кабинеты).
3. Устранение причин развития острых воспалительных осложнений у детей позволит снизить затраты на хирургическое лечение, в том числе и в стационаре.
4. Снижение распространенности и тяжести стоматологических заболеваний у взрослых, ранее участвовавших в школьных программах.
5. Увеличение эффективности труда врача-стоматолога в детских стоматологических поликлиниках за счет сокращения затрат на лечение стоматологических заболеваний у детей на 30% в течение 2-го года и на 50% - в течение 3-го года действия Программы на оказание помощи детям.
6. Эффективная санация полости рта у детей одновременно понижает общую заболеваемость в детском возрасте и трудопотери, вызванные необходимостью выдачи больничных листов по уходу за ребенком.
7. Опосредованным, но весьма важным следствием реализации Программы является безусловное снижение социального напряжения среди членов семьи, что, в свою очередь, благоприятно отразится и на эмоционально-психологическом климате дома и на работе.
Школьная программа позволяет направить государственные ресурсы в наиболее эффективном профилактическом направлении, оптимизировать баланс между ценой и качеством стоматологических услуг детскому населению.
Приложение
Перечень учебно-методических пособий, необходимых для реализации программы среди дошкольников:
1. Сценарий проведения вида активности (игрового сеанса) для дошкольников 5-6 лет.
2. Презентация к сценарию.
3. Наглядные пособия к сценарию (различные игрушечные продукты, модели челюстей, зубные щетки).
4. Плакаты для дошкольников, родителей и воспитателей по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.
5. Раздаточный материал:
- книжка-малышка для дошкольников;
- памятка для родителей;
- календарь контроля чистки зубов;
- детские зубные щетки;
- детская зубная паста (фторидсодержащая и ксилитосодержащая) с подтвержденным уровнем эффективности.
Перечень учебно-методических пособий, необходимых для реализации программы среди школьников помимо основного оснащения школьного стоматологического кабинета:
1. Планы/сценарии проведения урока гигиены для школьников 6 - 12 лет и 12 - 17 лет.
2. Презентации для проведения урока гигиены.
3. Наглядные пособия к сценарию (различные игрушечные продукты, модели челюстей, зубные щетки).
4. Плакаты для школьников, родителей и учителей вопросам профилактики стоматологических заболеваний.
5. Раздаточный материал:
- методические рекомендации для школьников с основными направлениями программы;
- памятка для родителей;
- календарь контроля чистки зубов;
- детские зубные щетки;
- детская зубная паста (фторидсодержащая и ксилитосодержащая) с подтвержденным уровнем эффективности.
6. Ремиперализирующий препарат.
7. Средство для местной фторидпрофилактики.
Приложение в„– 2
к приказу
Министерства здравоохранения
Кабардино-Балкарской Республики
в„– 150-п,
Министерства просвещения,
науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
в„– 22/460
от 28 апреля 2023 года
АНКЕТА (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения уровня гигиенических знаний и других факторов для планирования мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний.
Выбранный Вами вариант ответа подчеркните или впишите свой вариант ответа.
Вопрос
Ответ
1. Ваш возраст
А. 20-30 лет
Б. 30-40 лет
В. 40-50 лет
Г. Старше 50 лет
2. Ваше образование
А. Среднее
Б. Среднеспециальное
В. Высшее
3. Ваша профессия
А. Медицинский работник
Б. Педагог
В. Другая (назовите какая)
4. Сколько раз в день Вы чистите зубы?
А. 1 раз (утром)
Б. 1 раз (вечером)
В. 2 раза (утром и вечером)
Г. Не чищу
5. С какого возраста необходимо чистить зубы?
А. С 1,5-2 лет
Б. С 3-4 лет
В. С 5 лет и позже
6. Как часто необходимо менять зубную щетку?
А. 1 раз в год
Б. 2 раза в год
В. 1 раз в 3 месяца
7. Какие Вы используете зубные пасты? Перечислить названия (3 - 4).
8. Какие дополнительные средства для ухода за полостью рта Вы используете? Перечислите.
9. Влияют ли кариозные зубы на состояние здоровья ребенка?
А. Да
Б. Нет
10. Как Вы считаете, необходимо ли лечить молочные зубы?
А. Да
Б. Нет
11. Как лучше есть сладости (конфеты, печенье)?
А. Заканчиваю еду сладким
Б. В перерывах между приемами пищи
В. Перед сном
Г. Другой вариант (какой)
12. Употребляете ли Вы "Кока-колу", "Пепси", "Грушу"?
А. Не употребляю
Б. Пью более 1 раза в неделю
В. Пью менее 1 раза в месяц
13. Вы полощете полость рта после приема пищи?
А. Да
Б. Нет
14. Вы проводите беседы с детьми по гигиене полости рта?
А. Да
Б. Нет
15. Вы сами получаете гигиенические знания:
А. От стоматолога
Б. Из литературы
В. По телевидению и радио
Г. Из других источников
16. Как Вы считаете, является ли правильный гигиенический уход показателем культуры человека?
А. Да
Б. Нет
17. Посещаете ли стоматолога, когда ничего не болит?
А. Да
Б. Нет
18. Сколько раз посещаете стоматолога?
А. Когда болит зуб
Б. Указать количество
В. Увидели во рту нездоровый зуб
Приложение в„– 3
к приказу
Министерства здравоохранения
Кабардино-Балкарской Республики
в„– 150-П,
Министерства просвещения,
науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
в„– 22/460
от 28 апреля 2023 года
АНКЕТА
ДЛЯ ДЕТЕЙ 9 - 16 ЛЕТ
Дорогой друг! Ответь на вопросы анкеты, и мы подумаем, как сохранить твои зубы.
Выбранный вариант ответа подчеркни или впиши свой вариант ответа.
ВОПРОС
ОТВЕТ
1. Ваш возраст
А. 9-10 лет
Б. 11-12 лет
В. 13-14 лет
Г. 15-16 лет
2. Кто Вас обучал уходу за полостью рта?
А. Родители
Б. Стоматолог
В. Учитель
Г. Не обучались
3. Какую пасту Вы используете для чистки зубов?
А. Перечислить:
Б. Какую купят родители
В. Которую рекомендует стоматолог
4. Вы имеете личную зубную щетку?
А. Да
Б. Нет
5. Как часто Вы меняете зубную щетку на новую?
А. 1 раз в год
Б. 2 раза в год
В. 1 раз в 3 месяца
Г. 1 раз в несколько лет
6. Сколько раз в день Вы чистите зубы?
А. 1 раз (утром)
Б. 1 раз (вечером)
В. 2 раза (утром и вечером)
Г. Не чищу
7. Вы полощете рот после чистки зубов и чем?
А. Водой
Б. Зубным эликсиром
В. Не полощу
8. Вы используете для чистки зубов дополнительные средства?
А. Нити
Б. Зубочистки
В. Другие предметы (спички и т.д.)
9. Вы полощете рот после приема пищи?
А. Да
Б. Нет
10. Когда Вы употребляете сладости (конфеты, печенье и др)?
А. После еды
Б. В перерывах между приемами пищи
В. Сладкое не ем
Г. Когда захочу
11. Вы заканчиваете прием еды овощами фруктами (яблоко, морковь, редис)?
А. Да
Б. Нет
12. Употребляете ли Вы "Кока-колу", "Пепси"?
А. Не употребляю
Б. Пью более 1 раза в неделю
В. Пью менее 1 раза в неделю
13. У вас больные зубы?
А. Да
Б. Нет
14. Как часто Вы обращаетесь к стоматологу?
А. Когда заболит зуб
Б. 2 раза в год
В. 1 раз в год
Г. Реже 1 раза в год
Д. Когда вызовут к школьному стоматологу
15. С вами проводили урок по гигиене полости рта?
А. Да
Б. Нет
16. Вы с удовольствием ухаживаете за зубами?
А. Да
Б. Ухаживаю, потому что надо
17. Родители контролируют, чистите ли Вы зубы?
А. Да
Б. Нет
18. Вам проводил стоматолог профилактические мероприятия?
А. Да
Б. Нет
Приложение в„– 4
к приказу
Министерства здравоохранения
Кабардино-Балкарской Республики
в„– 150-П,
Министерства просвещения,
науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
в„– 22/460
от 28 апреля 2023 года
КАРТА ОСМОТРА
Общая информация:
Ф.И.О. __________________________________________ Возраст _____________
Населенный пункт _________________________
Состояние зубов:
55
54
53
52
51
61
62
63
64
65
17
16
15
14
13
12
11
21
22
23
24
25
26
27
47
46
45
44
43
42
41
31
32
33
34
35
36
37
85
84
82
81
71
72
73
74
75
Временные зубы
Постоянные
зубы
A
0 - интактный
B
1 - кариес
C
2 - пломба с кариесом
D
3 - пломба без кариеса
E
4 - удаление из-за осложнения кариеса
-
5 - удаление по другим причинам
F
6 - герметизированная фиссура
G
7 - несъемный зубной протез/ коронка, винир, имплантат
-
8 - непрорезавшийся зуб
-
9 - не регистрируется
Состояние тканей пародонта:
55
54
53
52
51
61
62
63
64
65
17
16
15
14
13
12
11
21
22
23
24
25
26
27
47
46
45
44
43
42
41
31
32
33
34
35
36
37
85
84
83
82
81
71
72
73
74
75
Коды:
0
-
отсутствие поражения
1
-
кровоточивость десен
2
-
зубной камень
9
-
зуб исключен
X
-
- зуб отсутствует
Приложение в„– 5
к приказу
Министерства здравоохранения
Кабардино-Балкарской Республики
в„– 150-П,
Министерства просвещения,
науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
в„– 22/460
от 28 апреля 2023 года
Отчеты о проделанной работе по Модулям
Отчет по Модулю I
(5 - 7 лет)
Наименование МО _______________________________________________________
за _____________________________ года.
(квартал, год)
N
п/п
Дата проведения
Место проведения (наименование образовательной организации)
Вид проведенного мероприятия
Количество детей, охваченных мероприятием
1
2
3
Подпись ответственного лица
Дата оформления отчета
Информация предоставляется ежеквартально в срок до 5 числа, следующим за отчетным.
Отчет по Модулю II
(6 - 12 лет)
Наименование МО _______________________________________________________
за _____________________________ года.
(квартал, год)
Наименование образовательной организации ______________________________
___________________________________________________________________________
N
п/п
Манипуляция
Месяц проведения
Классы, охваченные мероприятиями
Количество детей, охваченных мероприятием
1
Стоматологическое просвещение школьников
2
Проведение профессиональной гигиены полости рта
3
Местное применение фторидов и реминерализирующих препаратов
4
Герметизация фиссур первых и вторых постоянных моляров
Подпись ответственного лица МО
Дата оформления отчета
Информация предоставляется ежеквартально в срок до 5 числа, следующим за отчетным, раздельно по каждой образовательной организации.
Отчет по Модулю III
(12 - 17 лет)
Наименование МО _______________________________________________________
за ______________________ года.
(квартал, год)
Наименование образовательной организации ______________________________
___________________________________________________________________________
N
п/п
Манипуляция
Месяц проведения
Классы, охваченные мероприятиями
Количество детей, охваченных мероприятием
1
Стоматологическое просвещение школьников
2
Проведение профессиональной гигиены полости рта
3
Местное применение фторидов и реминерализирующих препаратов
4
Герметизация фиссур вторых постоянных моляров
Подпись ответственного лица МО
Дата оформления отчета
Информация предоставляется ежеквартально в срок до 5 числа, следующим за отчетным, раздельно по каждой образовательной организации.
------------------------------------------------------------------