Приказ ГКТ и ЖН КБР от 10.03.2023 N 13-ОД "Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольной за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности в 2022 году"



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПО ТАРИФАМ И ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 10 марта 2023 г. в„– 13-ОД

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКЛАДА О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, КОТОРЫЕ
ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННУЮ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА
В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ, ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЖИЛИЩНЫМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ
И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
И СОХРАННОСТИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НЕЗАВИСИМО ОТ ЕГО ФОРМЫ
СОБСТВЕННОСТИ В 2022 ГОДУ

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 в„– 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)", постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.03.2022 в„– 38-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) и о внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2021 года в„– 193-ПП" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад об обобщении правоприменительной практики при осуществлении Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору регионального государственного жилищного контроля (надзора) в 2022 году.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

И.о. председателя
А.МАКУАШЕВ





Утвержден
приказом
Государственного комитета
Кабардино-Балкарской Республики
по тарифам и жилищному надзору
от 10 марта 2023 г. в„– 13-ОД

ДОКЛАД
О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ)
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ, КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
НАПРАВЛЕННУЮ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО
РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ,
ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЖИЛИЩНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ,
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
И СОХРАННОСТИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НЕЗАВИСИМО
ОТ ЕГО ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В 2022 ГОДУ

1. Развитие контрольной (надзорной) деятельности
в рамках нового законодательства

В соответствии с пунктом 13 части 4 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 248-ФЗ) указано, что положения Закона в„– 248-ФЗ не применяются в отношении государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности (далее - государственный контроль (надзор)).
При этом в части 15 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закреплено новое положение, в силу которого государственный контроль (надзор) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 15 статьи 20 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 в„– 1702 утверждены Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности (далее - постановление Правительства Российской Федерации в„– 1702).
Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности.
Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение региональным оператором следующих требований:
а) требования к подготовке и направлению собственникам помещений в многоквартирном доме предложений о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости, порядке и источниках финансирования капитального ремонта и других предложений, связанных с проведением такого капитального ремонта;
б) требования к обеспечению проведения капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - региональная программа капитального ремонта) и конкретизированные в краткосрочном плане реализации региональной программы капитального ремонта;
в) требования к осуществлению приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе к обеспечению создания соответствующих комиссий с участием представителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
г) требования к контролю качества и сроков оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядными организациями и соответствия таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
д) требования к качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в течение не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ;
е) требования к представлению своими силами или силами третьих лиц собственнику помещения в многоквартирном доме платежных документов для уплаты взносов на капитальный ремонт по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт в котором вносится взнос на капитальный ремонт, и принятию установленных законодательством мер в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт;
ж) требования к размещению информации об исполнении своих обязанностей по организации проведения капитального ремонта в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
з) требования к обеспечению подготовки задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовки проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждению проектной документации и обеспечению ее качества и соответствия требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
и) требования к обеспечению установления фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;
к) требования к осуществлению капитального ремонта в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в случае возникновения таких аварий и ситуаций;
л) требования к передаче лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, в котором проведен капитальный ремонт, копий документов о проведенном капитальном ремонте (в том числе копий проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и иных документов, связанных с проведением капитального ремонта, за исключением финансовых документов;
м) требования, установленные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Объектами контроля (надзора) являются деятельность, действия (бездействие) регионального оператора, в рамках которых должны соблюдаться требования.В соответствии с распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13.12.2013 в„– 317-ПП "О создании некоммерческой организации - Фонда "Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино-Балкарской Республики" деятельность по организации и обеспечению своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, в том числе финансовому обеспечению, формированию средств и имущества для такого ремонта, в Кабардино-Балкарской Республике осуществляет коммерческая организация - Фонд "Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино-Балкарской Республики" (далее - региональный оператор).

2. Результаты осуществления регионального
государственного контроля (надзора)

В рамках государственного контроля (надзора) осуществляются следующие мероприятия:
1. Профилактические мероприятия:
а) обобщение правоприменительной практики;
б) объявление предостережения о недопустимости нарушения требований;
в) профилактический визит.
Доклад о правоприменительной практике как элемент профилактической работы, предусмотренный постановлением Правительства РФ в„– 1702, подготовлен в целях повышения уровня осведомленности контролируемых лиц о целях и задачах контроля (надзора), а также предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.
2. Контрольные (надзорные) мероприятия:
а) предусматривающие взаимодействие с региональным оператором на плановой и внеплановой основе:
документарная проверка;
выездная проверка;
б) осуществляемые без взаимодействия с региональным оператором:
наблюдение за соблюдением требований;
выездное обследование.
В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение региональным оператором требований, органом государственного жилищного надзора выдается предписание об устранении в 30-дневный срок выявленных нарушений, которое является приложением к акту.
В 2022 году основными задачами государственного контроля (надзора) являлись:
- формирование и внедрение новых средств коммуникации и методов взаимодействия с региональным оператором при осуществлении государственного контроля (надзора);
- формирование одинакового понимания обязательных требований в подконтрольной сфере;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований;
- осуществление планирования и проведения профилактических мероприятий на основе принципов их понятности, информационной открытости, а также обязательности, актуальности, периодичности профилактических мероприятий;
- определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
- повышение уровня доверия региональным оператором.

2.1. Результаты проведения профилактических мероприятий

В целях стимулирования добросовестного соблюдения региональным оператором требований, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушению требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также в целях создания условий для доведения требований до региональных операторов и повышения информированности о способах их соблюдения при осуществлении контроля (надзора) проводятся профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ в„– 1702 08.12.2022 Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере государственного контроля (надзора) на территории Кабардино-Балкарской Республики на 2022 год не утверждалась.
В целях предупреждения нарушений обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к несоблюдению данных требований, Комитетом на постоянной основе проводятся профилактические мероприятия.
В связи с получением Комитетом сведений о готовящихся нарушениях требований и признаках нарушений требований, региональному оператору объявлено 2 предостережения, в которых предлагается принять меры по обеспечению соблюдения требований.
Возражения от регионального оператора в отношении указанных предостережений в адрес Комитета не поступали.
Таким образом, профилактические мероприятия, проводимые Комитетом, гарантируют:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований региональным оператором;
- устранение недостатков, которые способны привести к нарушению обязательных требований;
- создание условий для доведения обязательных требований до регионального оператора, повышение информированности о способах их соблюдения.

2.2. Результаты проведения контрольных мероприятий

Осуществление государственного контроля (надзора) ориентировано на достижение главной цели - соблюдение региональным оператором обязательных требований.
Так, за анализируемый период Комитетом проведено:
2 контрольных (надзорных) мероприятия, предусматривающих взаимодействие с региональным оператором в виде инспекционного визита;
4 контрольных (надзорных) мероприятия, предусматривающих взаимодействие с региональным оператором, в соответствии с требованием о выделении специалиста прокуратуры республики с 30.11.2022 по 20.12.2022 проведена проверка качества проведенных подрядными организациями в 2022 году работ по капитальному ремонту общедомового имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики.В соответствии с краткосрочным планом реализации республиканской программы "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кабардино-Балкарской Республике в 2014 - 2043 годах", утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2019 в„– 241-ПП, в 2022 году был предусмотрен капитальный ремонт в 85 многоквартирных домах (далее - МКД), из них отремонтировано на 25.11.2022 20 МКД.
В ходе обследования МКД, отремонтированных по республиканской программе, в соответствии с Требованием о выделении специалиста прокуратуры республики с 30.11.2022 по 20.12.2022 проведена проверка качества проведенных подрядными организациями в 2022 году работ по капитальному ремонту общедомового имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики.
В ходе обследования МКД, отремонтированных по республиканской программе "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кабардино-Балкарской Республике в 2014 - 2043 годах", выявлено:
г.о. Прохладный, ул. Свободы, д. 180: часть фановых труб не выведена на уровень конька кровли, частично отсутствует утепление дымоходных, вентиляционных и фановых труб, в результате чего стоками конденсатов происходит залитие квартир;
г.о. Прохладный, пер. Медовый, д. 25: часть фановых труб не выведена на уровень конька кровли и отсутствует утепление, чердачное помещение не очищено от строительного мусора;
г.п. Тырныауз, ул. Энеева, д. 9: отсутствует утепление дымоходных, вентиляционных и фановых труб;
г.п. Тырныауз, ул. Энеева, д. 32: частично отсутствует ремонт оконных откосов в подъездах;
с. Заречное, ул. Транспортная, д. 1: нарушение герметичности соединений желобов; частичное разрушение (рассыпалось) пароизоляционного слоя кровли;
г.п. Майский, ул. Энгельса, д. 61/6: частичное разрушение (рассыпалось) пароизоляционного слоя кровли, отсутствует утепление фановых труб.
В результате обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Комитетом за 2022 год выявлены следующие нарушения:
- невыполнение видов работ в полном объеме;
- выявлены недостатки в рамках гарантийного срока;
- нарушение требований к контролю сроков оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядными организациями;
- нарушение требований к контролю качества услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядными организациями.
В соответствии с разделом V постановления Правительства РФ в„– 1702 региональный оператор обладает правом на досудебное обжалование решений органа государственного жилищного надзора, действий (бездействия) должностных лиц органа государственного жилищного надзора в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
За анализируемый период решения, действия (бездействия) должностных лиц Комитета не оспаривались, нарушения в рамках осуществляемого государственного контроля (надзора) отсутствуют.Также Комитет осуществляет государственный контроль за деятельностью регионального оператора в части собираемости взносов на капитальный ремонт Региональным оператором за период с 01.01.2015 по 31.12.2022 составляет 46,95%, в том числе за 2022 год - 88,04%.

2.3. Работа с заявлениями и обращениями граждан

Всего за 2022 год в Комитет поступило 48 обращений граждан по вопросам капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, из них:
- 32 обращения - по вопросам необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, качества проведенного капитального ремонта, получения разъяснений по вопросам капитального ремонта общего имущества МКД;
- 16 обращений - по вопросам правомерности взимания взносов на капитальный ремонт общего имущества региональным оператором, пеней, а также порядка реструктуризации образовавшейся задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Все поступившие обращения были рассмотрены сотрудниками Комитета в установленный срок.

2.4. Судебная практика

На основании приказа Комитета от 09.11.2021 в„– 08/4-980 с 15.11.2021 по 10.12.2021 проведена внеплановая проверка выполнения предписания. В ходе проверки установлено, что предписание от 06.10.2021 не исполнено в полном объеме, а именно из 33 МКД исправлены замечания в 9 МКД. По результатам проверки составлен административный материал и направлен мировому судье для рассмотрения (назначен штраф 10000 руб.).
Выдано повторное предписание от 10.12.2021 со сроком до 25.01.2022. На основании приказа Комитета от 27.01.2022 в„– 08/4-26 с 28.01.2022 по 25.02.2022 проведена внеплановая проверка в отношении регионального оператора по выполнению предписаний. В ходе проверки установлено, что предписание от 10.12.2021 не исполнено в полном объеме, а именно из 24 МКД исправлены замечания в 16 МКД. По результатам проверки составлен административный материал и направлен мировому судье для рассмотрения (направлено 11.03.2022, вынесено постановление 25.04.2022 о прекращении в связи с истечением сроков давности привлечения, истек 25.04.2021).


------------------------------------------------------------------