По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Приказ ГКТ и ЖН КБР от 10.03.2023 N 10-ОД "Об утверждении доклада об обобщении правоприменительной практики при осуществлении Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору регионального государственного жилищного контроля в 2022 году"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПО ТАРИФАМ И ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 10 марта 2023 г. в„– 10-ОД
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКЛАДА ОБ ОБОБЩЕНИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ
ПРАКТИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ТАРИФАМ И ЖИЛИЩНОМУ
НАДЗОРУ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В 2022 ГОДУ
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 в„– 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)", постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.03.2022 в„– 38-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) и о внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2021 г. в„– 193-ПП" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад об обобщении правоприменительной практики при осуществлении Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору регионального государственного жилищного контроля (надзора) в 2022 году.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
И.о. председателя
А.МАКУАШЕВ
Утвержден
приказом
Государственного комитета
Кабардино-Балкарской Республики
по тарифам и жилищному надзору
от 10 марта 2023 г. в„– 10-ОД
ДОКЛАД
ОБ ОБОБЩЕНИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ТАРИФАМ И ЖИЛИЩНОМУ
НАДЗОРУ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В 2022 ГОДУ
Общие сведения об осуществлении регионального
государственного жилищного контроля (надзора)
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору (далее - Комитет) осуществляет деятельность по региональному государственному жилищному контролю (надзору) в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 в„– 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)", постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.03.2022 в„– 38-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) и о внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2021 г. в„– 193-ПП", Положением о Государственном комитете Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.11.2019 в„– 204-ПП.
Предметом регионального государственного жилищного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ);
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Контролируемыми лицами в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) являются: товарищества собственников жилья; жилищные и жилищно-строительные кооперативы; ресурсоснабжающие организации; региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами; юридические лица, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; организации, осуществляющие деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; организации, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.
Объектом государственного жилищного контроля (надзора) не являются деятельность, действия (бездействие) юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
По состоянию на 31 декабря 2022 года количество контролируемых лиц (юридических лиц) - 194.
Статистические данные о проведенных контрольных
(надзорных) мероприятиях, носящих как плановый,
так и внеплановый характер, профилактических
мероприятиях
В 2022 году Комитетом рассмотрено 472 обращения граждан и юридических лиц.
В рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) плановые проверки не проводились.
Внеплановых выездных проверок за 2022 год проведено - 12; инспекционных визитов проведено - 1.
Выдано 2 предписания на устранение нарушений законодательства Российской Федерации.
Составлено 3 протокола об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 19.5, ст. 7.23, ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ).
Информация о проведенных профилактических мероприятиях
Комитетом проводилась работа по предупреждению и профилактике нарушений обязательных требований, учитывая Федеральный закон от 31.07.2020 в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который предусматривает приоритет профилактики с учетом ограничений согласно постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 в„– 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
В целях профилактики нарушений обязательных требований проведены следующие мероприятия:
- информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством размещения на официальном сайте Комитета в сети "Интернет":
- утвержденных проверочных листов;
- перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- программы профилактики рисков причинения вреда и плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
- исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться у контролируемых лиц;
- текста нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
- сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
- перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
- доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
- доклада о государственном контроле (надзоре);
- иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Размещена информация по актуальным вопросам жилищного законодательства в СМИ. Всего в 2022 году подготовлено 86 публикаций, 34 пресс-релиза. На официальном сайте Комитета, а также страницах в социальных сетях велась постоянная работа по размещению информации для организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также ресурсоснабжающих организаций в части разъяснения изменений действующего законодательства.
В целях консультирования проводилась разъяснительная работа в средствах массовой информации и иными способами.
Обеспечивалось регулярное обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора).
Выдано 174 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Проведено 6 обязательных профилактических визитов.
Анализ выявленных и возможных причин
и условия совершения нарушений
Основными причинами выявленных нарушений являются:
в части содержания общего имущества:
- несвоевременное проведение и низкое качество текущего ремонта;
- безответственное, вандальное отношение самих собственников к общему имуществу;
- большая изношенность кровельного покрытия, инженерных сетей;
- невозможность устранить нарушения посредством проведения текущего ремонта, необходимость проведения капитального ремонта;
- низкая квалификация работников управляющих компаний;
- низкая собираемость платежей;
в части начисления платы за жилищно-коммунальные услуги:
- неактуализация сведений, применяемых при определении платы за жилищно-коммунальные услуги;
- неверное толкование и неотслеживание изменений нормативных правовых актов подконтрольными субъектами;
- отсутствие взаимодействия с источниками информации (у контролируемых лиц отсутствуют данные о количестве проживающих лиц, площади помещений).
Рекомендации контролируемым лицам по проведению
мероприятий, направленных на устранение причин
совершения наиболее часто встречающихся нарушений
Перечень мероприятий, которые самостоятельно могут реализовать контролируемые лица:
- проведение мониторинга изменений нормативных правовых актов;
- осуществление взаимодействия с собственниками помещений и другими источниками информации в целях проведения разъяснительной работы и сбора данных для начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
- проведение регулярной актуализации сведений, применяемых при определении платы за жилищно-коммунальные услуги на постоянной основе;
- обеспечение качественного проведения периодических осмотров общего имущества;
- незамедлительное устранение выявленных в ходе осмотров нарушений, не допуская дальнейшего развития;
- повышение квалификации работников управляющих организаций;
- активизация претензионной работы в отношении должников.
Анализ процедур привлечения контролируемых лиц
к юридической ответственности и результатов
рассмотрения дел
Должностные лица Комитета, осуществляющие региональный государственный жилищный контроль (надзор), вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23, статьей 7.23.2, 7.23.3, статьей 7.32.2, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов жилищного фонда), частями 4, 5 и частью 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, статьей 9.23, частями 1, 2 статьи 13.19.2, частью 1 статьи 19.4, частями 1, 24 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.7.11 КоАП РФ.
Председатель и заместитель председателя Комитета уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.55 КоАП РФ.
Должностные лица Комитета при составлении протоколов об административных правонарушениях обращают внимание на следующие основные моменты:
- на нарушения, указанные в обращении, на основании которого проводилось контрольное (надзорное) мероприятие, выявление фактов их наличия и причин их возникновения;
- на срок давности привлечения к административной ответственности;
- на обязанность и возможность выполнения обязательных требований жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях обращается внимание на следующие основные моменты:
- на наличие признаков состава административного правонарушения;
- на наличие доказательств;
- на срок давности привлечения к административной ответственности;
- на наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Анализ практики обжалования решений, действий (бездействия)
контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц
в досудебном (внесудебном) и судебном порядке
Обжаловано в судах 1 постановление, вынесенное Комитетом. Публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" в лице филиала ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Каббалкэнерго" обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Комитету о признании недействительным постановления Комитета от 02.02.2022 в„– 08/2-01, которым публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей. Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.04.2022 по делу в„– А20-601/2022, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Информация о выявленных устаревших, дублирующих, избыточных,
малозначимых, неэффективных обязательных требованиях
1. Требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме не конкретизированы либо устарели.
Отсутствует четкое разграничение, какие работы относятся к текущему ремонту, а какие к капитальному. Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 в„– 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" на сегодняшний день устарело, содержит формулировки, не соответствующие Жилищному кодексу Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 в„– 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" содержит общие формулировки, конкретные сроки устранения неисправностей, периодичности выполнения работ не установлены.
Требуется издание нового нормативного правового акта взамен постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 в„– 170 и постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 в„– 290, содержащего обязательные требования к содержанию жилищного фонда с конкретными сроками и периодичностью выполнения работ. За основу может быть взят "ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования".
2. Требование по предоставлению в орган государственного жилищного надзора реестров членов товарищества собственников жилья является излишним, т.к. реестр членов подлежит размещению в ГИС ЖКХ.
3. Требование предоставлять в орган государственного жилищного надзора устав ТСЖ, выписку из протокола об утверждении устава является излишним, т.к. устав и протокол подлежат размещению в ГИС ЖКХ.
4. Требование передавать техническую документацию и иную связанную с управлением документацию, при смене способа управления или смене управляющей организации, подлежит корректировке с учетом того, что техническая документация необходима для управления домом. В целях исключения возможной утраты техдокументации и непередачи ее в случае смены управляющей организации или смены способа управления, представляется целесообразным предусмотреть обязательность ее ведения в электронном виде в ГИС ЖКХ, что исключит необходимость ее передачи и споры по непередаче документов.
------------------------------------------------------------------